Деонтические модальности могут быть разбиты на две группы:
1) Суждения о наличии (отсутствии) какого-либо права. Они формулируются посредством слов «запрещено», «разрешено», «вправе». Например: «».
2) Суждения о наличии (отсутствии) какой-либо обязанности. Они формулируются посредством слов «обязан», «должен», «необходимо». Например: «».
Так, модальность «обязательно» указывает на то, что нормативный кодекс требует совершения некоторого действия, а модальность «запрещено» - на то, что кодекс требует воздержаться от его совершения. Модальность «разрешено» означает, что кодекс допускает совершение действия. Последнее утверждение может пониматься двояко: или кодекс содержит норму, прямо позволяющую (хотя и не обязательно предписывающую) совершать это действие, или в нем отсутствует запрет на его совершение. Во втором случае термин «разрешено» эквивалентен по смыслу термину «не запрещено».
Например, высказывание «Депутаты обязаны отчитываться перед избирателями» содержит информацию о том, что правовые нормы предписывают депутатам отчитываться перед избирателями. В высказывании «Депутатам запрещено заниматься коммерческой деятельностью» утверждается, что действующий кодекс законов требует от депутатов воздержаться от занятий коммерческой деятельностью. Высказывание «Депутатам разрешено преподавать в учебных заведениях» сообщает, что с правовой точки зрения, педагогическая деятельность депутата позволительна.
(3) Аксиологические модальности (оценочные) (абсолютные: «хорошо», «плохо»; сравнительные: «лучше», «хуже», «равноценно») оценивают ситуации с точки зрения некоторой системы ценностей. Позитивная оценка отдельно взятой ситуации при этом выражается модальностью «хорошо», а негативная - модальностью «плохо». В случае, если речь идет об эстетических ценностях, позитивная и негативная оценка может выражаться соответственно терминами «прекрасно» и «безобразно», а применительно к этической системе - терминами «добро» и «зло».
(4) Временные модальности (абсолютные: «было», «есть», «будет»: сравнительные: «раньше», «одновременно», «позже») соотносят ситуации с временным рядом, отвечая на вопрос, когда - в прошлом, настоящем или будущем - имеет место некоторое положение дел, или же на вопрос, как соотносятся различные положения дел во времени. Так, модальность «было» указывает на то, что некоторая ситуация имела место когда-то в прошлом, а модальность «всегда будет» - на ее наличие в каждый будущий момент времени. Контексты вида «А, а затем В», содержащие бинарную временную модальность «а затем», выражают утверждение о наличии положения дел, описываемого в А, в настоящем, а ситуации, описанной в В, - в следующий момент времени из будущего.
(5) Эпистемическая модальность (теоретико-познавательная) – это выраженная в суждении информация о степени его обоснованности с позиций некоторой познавательной системы (относящиеся к знанию: «доказуемо», «опровержимо», «неразрешимо»; относящиеся к убеждению: «убежден», «сомневается», «отвергает», «допускает»; связанные с истинной характеристикой или абсолютные: «истинно», «ложно», «неопределенно»; сравнительные: «есть причина», «есть следствие», «не является ни причиной, ни следствием»).
В самом общем виде эпистемическая модальность может быть поделена на два вида, в зависимости от того, какие факторы при формулировании суждения учитываются: логические или внелогические, соответственно выделяются два типа суждений: первый – основанные на знаниях, т.е. логически обоснованные и второй тип – основанные на вере – основанные на мнениях.
Вера – это некритичное принятие чужого мнения.
Знание – фактор логического действия – это принятие суждения как истинного или ложного в силу его обоснованности другими суждениями, из которых принимаемое суждение вытекает как следствие.
По степени обоснованности знания разделяют на два типа:
1) Достоверные – достаточно обоснованные истинные или ложные суждения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.