Тушение пожара газового фонтана разведочной скважины 265, страница 2

талла после артобстрела. Водяная атака из десяти ство­лов показала, что потушить аожар фонтаи-а одними стру­ями воды не удастся. Число лафетных стволов .было до­ведено до 12, но все попытки не увенчались успехом. Стало ясно, что фонтан мощный (дебит 4 млн м3/сутки}. и без взрыва заряда ВВ пожар не потушить.

Штаб принял решение -приступить -к тушению пожа­ра взрывом после того, как на м<есто пожара будет до­ставлена фонтами а я арматура. Кроме того, хотели про­верить возможность тушения пожара бромэтиловой Ж'ид-костью. Для этого установили -на устье скважины соот­ветствующее приспособление (дуги из труб с отверстия-

Рнс.   52,   Схема   подачи   воды   от  восьми   лафетных   ство­лов  во время    тушения  пожара    взрывом    заряда    весом

350

/—лафетные  стволы; 2~ рельсовые  пути.

ми, хомуты и т. д.) и .подали бромэтиловую жидкость от двух секций 'баллонов. В результате пламя фонтана не­сколько уменьшилось, но не погасло. По-видимому, для фонтана такой мощности количество поданной жидкости было недостаточно.

Проверкой выполнения   заказа тележки  с укосиной и рельсовых путей в мастерской было установлено, что соединение (стыкование) рельсов и колеса тележки вы­полнено не по чертежам, а именно: 'металлический стер­жень для стыкования рельсов, диаметр которого должен быть на 12—15 мм -меньше внутреннего диаметра трубы-рельса, фактически оказался меньше только на 1—2 мм; | ширина  обода   колеса   (между ;ребордам,и)   больше <на-| ружного диаметра трубы-рельса только на 2—3 мм, вмес­то требуемых 20 мм. Так как при наличии таких   отсту­плений от чертежей укладка звеньев рельсовых путей .и 1 прокатка по ним тележки с укосиной в условиях фонта­на   (жара, (вода, грязь)   невозможна, пришлось все пе­ределать и выполнить согласно  чертежам, и-е допуская отступлений, затрудняющих быстрое [проведение работы по подведению заряда ВВ к фонтану.

Изготовили ящгждля заряда ВВ весом 350 кг, так как дебит фонтана к этому времени был в пределах 3—4 млн. мя!сутки. Для охлаждения фонтана установили восемь лафетных стволов, из них четыре— на расстоянии 10 м от устья скважины и струи воды нагкрааили на фонтан на высоте 2 м выше устья скважины, а друпие четыре — на расстоянии 15 м и струи воды на высоте 4 м (|рис. 52). Уложили звенья рельсовых путей, прикатили тележку с укоси'ной, 'подвесили макет заряда и подали тележку с укосиной к фонтану. Зафиксировали положение макета заряда на расстоянии 0,5 м от струи фонтана н на вы­соте 2 м от устья скважины, откатили тележку;"с укоси­ной, заменили макет на боевой заряд ВВ весом 350 кг (аммонита 340 кг и тротила'10 кг] и подали обратно к фонтану. После того, как все работающие удалились в заранее определенное безопасное место, дали ракетой сигнал включить ток. В результате взрыва пожар фонта­на был ликвидирован.

Силой взрыва тележка с укосиной и первое звено рель­совых путей были полностью .разрушены. Стволы оста­лись на м.есте, только несколько рукавов 'повреждено кусками дерева. Подачу воды в стволы прекратили че­рез 15 мин, так как территория 'была достаточно охлаж­дена. Воздушной волной -взрыва были выбиты стекла в ближайших к фонтану домах.

Предстояла самая ответственная задача — установка на устье скважины фонтанной арматуры. Для этого под­готовили площадку вокруг скважины. Гидромонитором (тип лафетного ствола) размыли прунт вокруг скважи­ны на глубину 1,5 м ги обнажили 325-лш колонну. Поста­вили хомут на 325-уИ.и колонну и при помощи подъемного крана КП-25 подвели к фонтану фонтанную арматуру, состоящую из превентора, крестовика с двумя \\4-мм от­водами и двух катушек диаметром 377 мм ('рис. 53), и •надели ее сравнительно легко на 325-лш муфту колонны. Закрепили арматуру к хомуту анкерными болтами, в сво­бодное пространство между 325-лш муфтой н 377-мм спе­циальной катушки установили сальник и затянули. За­тем газ пустили по боковым отводам и зажгли/Фонтан был ликвидирован наклонно-направленной скважиной-

Г !Схема вадвигани%?ганг -в-— » — *,**

С^№* .Ж     1~ ™-    -ОЛЫ/ 3 - Прейентор;    , _ |фе.

метром 325 мм; 8 - хомут-  о !!ЦпДЛьная   „катушка;     7 - муфта   дна-

подъеиного   крана;    /^оща™0^™!^»  ™'Ъ  «-тракто'р

И-опяж?а изЙстНаалСьТ„ИоЛ;о  ^ро7аДеРеВЯННЫЙ  трап;