Графическое счисление пути судна. Сущность графического счисления. Ведение графического счисления и решение задач при отсутствии дрейфа и течения, страница 2

Затем как в примере 1.

Помни:

1.  На карте прокладывается только линия ПУС, т.е. линия по которой фактически перемещается судно. По этой линии откладываются и с неё снимаются истинные расстояния, проходимые судном.

2.  Судно, перемещаясь по линии ПУС, сохраняет диаметральную плоскость параллельной линии ИК.

3.  При изменении хотя бы одного элемента скоростного треугольника необходимо строить новый треугольник.

Т.к. при совместном учёте дрейфа и течения линия ПУα заменяет линию ИК, то частные задачи решаются так же как и при учёте только течения.

Способы определения угла сноса

  1. По ряду надёжных обсерваций при следовании с постоянным курсом и постоянной скоростью.
  2. По пеленгам одного ориентира.

 


Графическое счисление пути судна при совместном

действии дрейфа и течения

Решение прямой и обратной задачи

Прямая задача – задача на исправление курса.

Дано: КК, VЛ (ΔЛ), α, КТ, VТ.

Определить: ПУС, С, VИ.

При управлении по МК

При управлении по ГК

+

КК

         →

+

δ         

±

+

ГКК

ΔМК

±

dПР     

±

ΔМК

±

+

ИК

ΔМК  

±

+

ИК

α

±

α

±

ПУα

ПУα

ИЗ него     ПУС=

                  VИ =

 

_

ПУС         

ИК

С  

±

 

л ПУα

 

л ПУС

 

VИ

 

KT

 
 

VЛ

 

VТ

 
 


Обратная задача (перевод курсов)

Дано: ПУС, VЛ (ΔЛ), α, КТ, VТ.

Определить: КК, С, VИ.

1

 
 


При управлении по МК

При управлении по ГК

_

ПУα

+

ПУα

α

±

α

±

_

ИК

+

ИК

dПР

±

ΔГК

±

_

МК

δ

δ'

±

ГКК

±

КК’

+

δ         

±

dПР     

±

ΔМК  

±

Решение обратной задачи начинаем с построения  скоростного треугольника.

 


Из него: ПУα=

2

 
               VИ=

л ПУС

 
 


_

ИК

ΔМК

±

КК

3

 

_

ПУС

ИК

С

±

Момент открытия (скрытия) предмета и огня маяка

Днём (ориентиры как предмет)

Ночью (огня)

Из таблицы 22 МТ-75 находим

е=             →

_

De=

h=

+

Dh=

е=        →

D5=4,7

e=

De=

+

ΔDK

DП

DK=

DОГ=

Из места установки на карте предмета (маяка) раствором циркуля равным  DП (DОГ) делаем засечки на линии ИК – получаем точки открытия (скрытия) ориентира. Снимаем с карты расстояние S  и делаем те же расчёты, что и в пункте 1.

Пример оформления графических построений

Ветер

Основная задача при наблюдении за ветром – определить его направление и истинную скорость. Скорость измеряется [м/c] или [км/ч] иногда в узлах [1уз=0,5м/c], Сила ветра в баллах по шкале Бофорта.

На движущемся судне наблюдается кажущийся ветер (VК), который является векторной суммой истинного (VИ) и курсового (VКР) ветра. Направление кажущегося ветра на судах определяют по направлению вытягивающегося вымпела, флагов, «колдунчика».

Направление определяют в градусах с точностью до 10º.

 


Скорость ветра измеряется анемометром (МС-13).

Перед началом наблюдений при выключенном счётчике надо записать показания всех трёх стрелок четырёхзначным числом – это начальный отсчёт (ОН).

Счётчик при измерении включают рычажком одновременно с секундомером. По прошествии 100 сек выключают счётчик опуская рычажок вниз. И снимают  конечный отсчёт (ОК) и высчитывают число делений в 1 сек  (ОКН)/100 получают приближённое значение VК.

Для получения точного значения по аттестату прибора выбирают перевод числа делений в секунду в скорость ветра в метрах в секунду.

 


VИ

 

VС

 

VKP

 

Истинный ветер определяют либо графически, либо с помощью верточёта – круга СНО. Порядок пользования последними указан на обороте круга.

Местные ветры

Сирокко – жаркий запылённый ветер на Средиземном море.

Мистраль – холодный ветер на Средиземном море.

Бризы – днём дуют с моря на сушу / ночью с суши на море.

Фён – ветер дующий с гор и приносящий очень резкое повышение температуры.

Бора – Сильный и холодный ветер, дующий в зимнее время с невысоких горных хребтов в сторону тёплого моря.

Действия ветра на движущееся судно.