Осенью 1820 г. в Полоцкой духовной семинарии было создано общество Филаретов (любителей добродетели). Движение филоматов и филаретов не выходило за рамки просветительства. Их мировоззрение предполагало снятие наиболее одиозных моментов (крепостное право, общественное неравенство и т.д.) путем просвещения, а не вооруженным. Речь идет о нравственном перевоспитании господствующего класса, призывов к революционной борьбе филоматы не выдвигали. Но теме не менее в 1823 г. прошли массовые аресты в филоматическом обществе.
14 сентября 1824 г. специальным указом Александра I 20 филоматов и Филаретов были высланы во внутренние губернии России.
Проблема декабристов и Беларусь.
Декабристы и в идейном, и в организационном плане затронули территорию Беларуси. В 1825 г. в Литовском корпусе (г. Белосток) по инициативе бывшего филомата Рукевича было создано общество военных друзей. В декабре 1825 г. в этом корпусе была попытка восстания. Также была попытка восстания в 18126 г. в Бобруйске (отказ присягать новому императору).
В целом декабристы консервативно решали национальный вопрос (Россия неделима). Они не выделяли белорусов как отдельный этнос и не видели самостоятельного существования Беларуси. Цель декабристского движения – введение конституции в России.
4. 29 ноября 1830 г. начало восстания. Толчок к восстанию дала французская революция 1830 г. Наместник царя в Варшаве Константин Павлович (его брат) спешно покидает Варшаву. Цель восстания – восстановление Речи Посполитой в границах 1772 г. В руководстве восстанием преобладали консерваторы во главе Адамом Чартарыским, демократы объединились вокруг профессора Лялевеля и созданного по его инициативе "патриотического клуба".
В декабре 1830 г. в западной Беларуси введено военное положение. Но, не смотря на это, в марте 1831 г. начинается восстание в Литве и западной Беларуси. На территории Беларуси крупных военных действий не было, а были стычки с повстанцами. Варшава присылала сюда военные отряды (под командованием Хлоповского, Гелгуда и др.), но каких-то успехов им достичь не удалось. В целом народ не поддержал восстание, т.к. не решался аграрный вопрос (вопрос о земле). В августе 1831 г. восстание в Беларуси подавлено.
8 сентября 1831 г. взята Варшава.
Итоги восстания: отмена автономии Польши и конституции 1815 г., репрессии на участников.
5. Образование. Основные направления школьной политики:
1. Унификация школы (сведение к общероссийскому образцу).
2. Предание школе светского характера.
3. Русификация школы.
В 1803 г. был открыт Виленский университет. Это один из крупнейших научных центров Российской империи. Весь период деятельности этого университета был направлен на развитие польской культуры. Попечителем университета был Адам Чарторыский. Вместе с тем в университете складывается мощный пласт местных белорусско-литовских профессоров (по свидетельству Адама Киркора из 47 профессоров – 36 было местных). В период Чарторыского сквозь пальцы смотрят на указание внедрять русский язык.
С 1803 по 1832 г. существовал Виленский учебный округ.
В 1824 г. учебные заведения Могилевской и Витебской губерний были переданы в ведение Санкт-Петербургского учебного округа, чтобы не распространять польское влияние.
В 1829 г. на базе Витебской и Могилевской губерний был создан Белорусский учебный округ. А после восстания 1830-1831 гг. к этому округу были присоединены Минская, Виленская, Гродненская губернии и Белостокская область.
2 мая 1832 г. Виленский университет закрыт и ликвидирован Виленский учебный округ. Белорусский учебный округ просуществовал до 1850 г.
Помимо Виленского университета в Беларуси существовало и среднее учебное звено: гимназии, прогимназии. Им подчинялись уездные училища, а им в свою очередь – приходские училища.
В первой половине 19 в. сохранялось церковное образование. С 1812 по 1820 г. существовала Полоцкая иезуитская академия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.