3 Методы определения экологических и энергетических характеристик автосамосвалов
3.1 Определение токсичности двигателя
В США, Японии, Германии и Франции разработаны специальные испытательные циклы, моделирующие средние режимы движения автомобилей, при которых необходимо определять массу выбросов вредных компонентов. Масса компонентов, выбрасываемых двигателем в период испытательного цикла, хорошо коррелируется с работой двигателя, с пробегом автомобиля или с циклом в целом. В настоящее время используются три метода оценки токсичности выбросов по испытательным циклам: американскому, японскому и европейскому. Эти циклы разработаны на основании изучения режимов работы двигателей при движении в больших городах. Так как режимы движения в городах США, Японии и Европы различны, то продолжительность и режимы работы двигателей несопоставимы. Различны и ограничения токсичных выбросов.
Американский(калифорнийский) испытательный цикл CVS предусматривает испытания в течение 23 мин - времени, соответствующему пробегу автомобиля 12 км пути в условиях городского движения. Отработанные газы отбираются из выхлопной трубы в пробонаборники и разбавляются воздухом в отношении 1:8, что отвечает концентрации вредностей в атмосферном воздухе. С 1975 г. применяется новый цикл CVS-СН, который повторяет цикл CVS и после 10-минутной остановки - шесть циклов продолжительностью 505 с. Выброс замеряют в граммах на единицу пути (г/км).
Европейский испытательный цикл предусматривает три типа проверок: на тормозном стенде, холостом ходу, уровня и выброса картерных газов. Испытательный цикл на стенде повторяют четыре раза, что соответствует пробегу 4,052 км пути в условиях городского движения. При испытаниях скорости достигают 15, 30 и 50 км/ч на первой, второй и третьей скоростях движения. Полученные значения выбросов СО определены на всех режимах в мг/с, при этом объемная концентрация не должна превышать 4,5% на любом режиме.
Теоретически можно вычислить массовый выброс окиси углерода по расходу топлива, который, в свою очередь, определяется режимом движения автомобиля. Рассчитанный выброс будет коррелироваться с фактическим выбросом в зависимости от точности регулировки топливной аппаратуры, утла установки зажигания, износа деталей и некоторых других менее важных факторов. На основании реакции горения топлива количество (выброс) угарного газа можно рассчитать следующим образом:
СО=2(l-a/l+k)*0,21gВ
где a-коэффициент избытка воздуха; k-коэффициент, показывающий, во сколько раз количество молей окиси углерода больше количества молей водорода;
gВ- количество воздуха, необходимое для сгорания 1 кг топлива.
Коэффициент избытка воздуха определяют по формуле
a=GВ/14,9GT
где GВ - количество воздуха, израсходованное при сгорании 1 кг топлива, кг; GT- количество сгоревшего топлива, кг.
Количество воздуха для сгорания топлива подсчитывают по выражению
gВ=2/(0,21-12)(1+ЗН/С)
где С - массовая доля углерода в топливе; Н — массовая доля водорода.
Различные авторы в зависимости от важности факторов, влияющих на выброс СО, вводят разные коэффициенты, выведенные ими эмпирически, и получают расчетные формулы. Так, Л. В. Маковский предлагает следующую формулу (г/с):
СО=(1+14,9а)GТ*ССО*С1С2/360
где ССО— содержание СО в выхлопных газах, %;
С1- коэффициент, учитывающий влияние высоты над уровнем моря;
С2- коэффициент, учитывающий уклон дороги.
Значение а рекомендуется принимать а=3 - для дизельных двигателей
Профессор И. Л. Варшавский на основе дорожных испытаний предлагает расчетную формулу, учитывающую скорость движения автомобиля:
CO = 137(a-0,028)(GV/V)*ССО
где V - скорость автомобиля, км/ч;
GV - расход топлива при данной скорости, кг/ч;
ССО - содержание СО в выхлопных газах, %.
НИИавтопром рекомендует определять выброс СО исходя из контрольного расхода топлива и образования окиси углерода: 21 г при сгорании дизельного топлива на 1 кг.
СО=21*ЕФ12*60/ТР, г в смену
где ЕФ- фактический расход топлива, кг
ТР- время рейса, мин.
Научно-исследовательская лаборатория токсичности двигателей при филиале Научно-исследовательского и конструкторского технологического института тракторных и комбайновых двигателей — ЛТД ФНИКТИД, разработала формулу с учетом режимов работы на холостом ходу, принудительном холостом ходу (эти режимы по расходу топлива равнозначны), режимов разгона и установившегося движения:
СО=4,17[0,5GТ.Х.Х(1 -аХ.Х)+0,25 GТ.Р (1 –aР)+0,25GT.У(l -aУ)], (кг/ч)
где GТ.Х.Х, GТ.Р и GТУ — расход топлива на холостом ходу, при разгоне и установившемся режиме движения, кг/ч; аХ.Х, аРи аУ - коэффициенты избытка воздуха при тех же режимах.
Методика расчета выбросов других газов до настоящего времени не разработана, однако ЛТД рекомендует формулы приближенных расчетов окислов азота и углеводородов для двигателей:
NО =0,05*СО
СН =0,18*СО
где СО — выброс угарного газа в выхлопных газах.
Проведенный анализ методик расчета выбросов СО показал, что формула СО=21*ЕФ12*60/ТР, наиболее точна, так как при расчете фактического расхода топлива учитываются тяговые характеристики автосамосвала, профиль трассы.
Так как токсичные компоненты от выхлопов автомобилей в условиях ограниченного пространства выделяются одновременно, то следует учитывать эффект их суммарного воздействия на человека. Так токсичность двигателя определяется:
Т=ТСО /ПДКСО+ ТNО /ПДКNО+ТСН /ПДКСН
где ТСО, ТNО ,ТСО - фактические концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе карьера, мг/м3 ; ПДКСО, ПДКNО, ПДКСН- предельно допустимые концентрации СО, NО и СН соответственно, мг/м3.
Таблица – ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны (ГОСТ 12.1.005-88)
Наименование вещества |
Величина ПДК, мг/м3 |
Окись углерода (СО) |
20 |
Углеводороды (СН) |
300 |
Оксид азота (NO) |
5 |
ТСО=1000*СО/VК, мг/м3
ТNО=1000*NО/VК, мг/м3
ТСН=1000*СН/VК, мг/м3
где VК - объем карьера, м3
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.