Цель: Изучение экспериментально-демонстрационной установки для сборки валов и вкладышей, определение радиального зазора в подшипниках скольжения, проверка правильности прилегания вкладышей к валу, проверка осевого зазора.
Общие сведения.
При определении величины зазора и подборе посадке в подшипниках жидкостного трения пользуются следующими данными о подшипниковом узле:
dн.c. - номинальный диаметр соединения вал-подшипник, мм,
I - длина подшипника, мм.
р - величина удельного давления смазки, Н/м2 (кгс/см2)
ω - угловая скорость вала, рад/с.
n-частота вращения вала, об/мин.
tn- рабочая температура подшипника,C0
μ - динамическая вязкость смазки, Н С/м2
Таблица 1. Нормирование шероховатости поверхности деталей.
Характеристика поверхности |
Значение параметра |
Ra, мкм |
||
6-9 |
10-12 |
|||
Посадочные поверхности подшипников скольжения |
Вал |
0,4-0,8 |
0,8-3,2 |
0-1-0,4 |
отверстие |
0,8-1,6 |
1,6-3,2 |
0,2 - 0,8 |
Рисунок 1. Значения относительного эксцентриситета X (X min, X max, X опт) при Ah и I / d н.с.
Оборудование и приборы.
Опытная установка.
В качестве опытной установки собран стенд сборки валов и вкладышей. Тонкостенные вкладыши и крышки подшипников взяты от автомобиля, вал подобран по диаметру. В стенде представлены подшипники работающие в условиях жидкостного трения и упорные подпятники скольжения фиксирующие осевые перемещения вала. Помимо демонстрационного значения стенд предусматривает проведение опытов: проверка радиального зазора, бокового зазора, осевого зазора.
Рис.2 Схема установки для сборки валов и вкладышей.
1- верхний и нижний вкладыши подшипника.2 - верхний и нижний вкладыши упорных подпятников скольжения.3 - вал-шестерня.4 - корпус подшипника. 6 - крышка корпуса.
Измерительный инструмент и материалы.
Свинцовая проволочка диаметром 0,6 -1 мм. Микрометр с пределом измерения 0 - 25 мм. Набор плоских щупов.
Рис.3 Измерение зазоров в подшипнике скольжения.
Отчет.
Дано: Подшипники жидкостного трения (l = 25 мм) и вал (d ном.с. = 60 мм). Смазка централизованная маслом марки И12-К, tn =80 °С, ω=500 рад/с.
Задаемся высотами неровностей трущихся поверхностей вала и вкладыша (табл.1)
Rad = 0,8 мкм - вал
RaD - 0,8 мкм – вкладыш
Определяем допускаемую толщину масляного слоя
[h min] = к(4RaD+4Rad+Yg) ≈2(4*0,8+4*0,8+2)10-6=16,8 мкм.
где:
к > 2 - коэффициент запаса надежности
Yg = 2 - добавка на неразрывность масляного слоя
Зададимся рабочей t0 подшипника tn = 80 0С.
Выберем из таблицы 2 значения μ табл. = 9*10-3 Н * С/ мм при
tn = 500 С.
В соответствии с принятой рабочей температурой определим динамическую вязкость масла
Н * С/ мм
Предварительно найдем отношение I /dн.c.=25/60= 0,4.
По диаграмме на рис.1 найдем используя значение Ah = 0,216 и I / d =0.4 минимальный относительный эксцентриситет
X min ≠ 0,3
X min = 0,35
Находим минимальный допускаемый зазор:
[Smin]= 2 [hmin]/1 - Xmin = 2 *16,8 *104 /1 - 0,35 = 52 мкм
По значениям Ah = 0,216 и I / d = 0,4 находим максимальный эксцентриситет X max = 0,78 (рис. 1)
Определяем максимальный допускаемый зазор
[Smin]= 2 [hmin]/1 - X mах = 2 *16,8 *104 /1 - 0,78= 152 мкм
0пределяем минимальный и максимальный зазоры:
S min= [Smin]=52 мкм
S max = [S max] - 8 (Rad + RaD) = 152-8 (0,8 + 0.8) = 139 МКМ
При выборе посадки используем условие, что средний зазор Sc посадки примерно равен оптимальному S опт.
Sопт= (2 [hmin]/1 - X mах)(Аопт/Аh) = (2 -16,8. 104 )0.235 / (1 - 0,55) 0,216= 81 мкм
Значение Аопт = 0,235, (найден из графика на рисунке 1) Хопт = 0,55
Используя таблицу определили, что условиям подбора посадки соответствует предпочтительная посадка в системе отверстия:
n60
Средний зазор Sс= 136+60/2=98 мкм ≈ Sотп
Боковой зазор в= Sс/2=98/2=49 мкм
таблица 2.
Расчетные зазоры |
Действительные измерения |
|||||
S опт. расч. мкм. |
Sc станд. мкм |
в, мш |
е, мкм |
S, мкм |
в, мкм |
е, мкм |
81 |
98 |
49 |
50 |
170 |
40 |
360 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.