Содержание
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ.............................................. 3
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................... 4
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ.............................. 5
1) СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ........................................................... 5
2) ПРАВИЛА ПЕРЕВОДА ЦЕЛЫХ ЧИСЕЛ................................... 5
3) ТАБЛИЦА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЧИСЕЛ В СИСТЕМАХ СЧИСЛЕНИЯ С ОСНОВАНИЕМ 2,8 и 16....................................... 6
4) ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ............................................................. 6
СХЕМА АЛГОРИТМА. РЕШЕНИЕ КОНТРОЛЬНОГО ПРИМЕРА. 7
РЕШЕНИЕ КОНТРОЛЬНОГО ПРИМЕРА....................................... 8
Вручную:........................................................................................................ 8
На ЭВМ:......................................................................................................... 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................... 8
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................... 9
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Текст программы..................................... 10
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Файл исходных данных......................... 15
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Файл результатов.................................... 15
по дисциплине ” Информатика ”
студентки группы 251
Тема: Системы счисления и коды
Срок представления работы к защите: 23 мая 2003г.
Задание:
Разработать программу, которая выполняет следующие действия:
1. Считывает из файла два числа;
2. Переводит эти числа в заданную систему счисления;
3. Выполняет арифметические действия в заданной системе счисления;
4. Переводит полученные результаты в исходную систему счисления и выводит их в файл.
Форма представления исходных данных и результатов |
Система счисления для исходных данных и результатов |
Система счисления для выполнения арифметических действий |
Выполняемые арифметические действия |
Целые числа без знака |
Двоично-десятичный код |
Двоичная, прямой код |
умножение |
Руководитель работы _________________.
Задание выдано 2003 г.
Задание принято к исполнению ________.
Системой счисления - называется совокупность приёмов и способов изображения чисел с помощью ограниченного числа знаков, то есть символов. Различают позиционные и непозиционные или символические системы счисления.
В позиционных системах значение каждой цифры зависит от её места позиции, числа и её изображения. В непозиционных каждая цифра сохраняет свое значение в числе. Непозиционные или символические как правило в ЭВМ не используются.
Позиционные q единиц у единиц одного разряда объединяют в единицу соседнего, более высокого разряда и в этом случае q-называют основанием системы счисления и оно определяется количеством символов или различных цифр для изображения чисел и номером позиции, определяющий вес.
Единицы, расположенные на данной позиции называются разрядом.
Любое число в некоторой q-ичной позиционной системе может быть представлено в виде полинома.
В обычной записи чисел знаки суммы и степени основания отбрасываются и число представляется в следующем виде:
Nq = an an-1 an-2 … ao a-1 a-2 …a-m,
где q - основание системы счисления;
ak - любые числа от 0 до q^(-1) для k R;
m - количество разрядов в дробной части;
n+1 - количество разрядов целой части;
m+n+1 - количество разрядов в числе, то есть длина числа.
В вычислительной технике наиболее широко используется 2-ичная,
8-ичная, 16-ичная и 2-10-ичная система счисления.
Широкое использование 2-ичной системы счисления объясняется тем, что эта система имеет преимущества перед остальными:
Простота воспроизведения каждой цифры с помощью элементов с четко определённым состоянием.
Экономичность, которая оценивается количеством оборудования пропорционального числу цифровых разрядов необходимых для изображения целого ряда натуральных чисел в заданном диапазоне.
Простота выполнения операций.
Сходство с символикой алгебры логики используемых для описания анализа и синтеза схем устройств ВТ.
В вычислительных устройствах специального назначения используется множество 2-10-ичного кодирования, когда каждая цифра кодируется из 4-х или более двоичных цифр.
Правила перевода чисел из одной системы в другую универсальны и эти правила одинаковы и отличаются для различных типов чисел:
целых, дробных, смешанных.
Перевод целых чисел производится путём последовательного деления числа на основание той системы, в которое переводится то или иное число. Деление производится по правилам той системы, из которой производится перевод. Деление производится до получения частного меньше основания системы счисления, в которое переводится число. Полученные остатки от деления записываются в обратном порядке их получения. Полученное число является записью числа переводимого в данную систему счисления.
q=10 |
q=2 |
q=8 |
q=16 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 |
0001 0010 0011 0100 0101 0110 0111 1000 1001 1010 1011 1100 1101 1110 1111 |
1 2 3 4 5 6 7 10 11 12 13 14 15 16 17 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F |
Для того, чтобы реализовать задание к курсовой работе нам необходимо выделить основные этапы в будущем решении.
1. Считать данные в двоично-десятичном коде (далее ДД-код) из файла.
2. Осуществить перевод из ДД-кода в десятичную систему счисления методом выделения тетрад из строки с последующим табличным переводом в десятичную систему с сохранением веса разряда.
3. Перевести полученные десятичные числа в двоичную систему счисления.
4. Перемножить двоичные числа по известному алгоритму.
5. Осуществить действия обратные п.3 и п. 2.
6. Записать результат в файл.
|
|
|
|
|
|
|
Числа возьмем 10010001 и 011100100000.
Эти числа в десятичной системе равны соответственно 91 (10012=910 00012=110) и 720 (01112=710 00102=210 00002=010).
С помощью микрокалькулятора переведем эти числа в двоичную систему счисления.
9110= 10110112 72010=10110100002
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.