1. «Смутное время» и его последствия
Процесс становления российской государственности не был завершен при Иване IV. Накопившиеся к концу его правления противоречия вылились после его смерти (1584 г.) в хозяйственный, социально-политический, духовно-нравственный кризис, получивший название «смуты», вошедший в историю как смутное время, период безвластия, хаоса, небывалых потрясений.
По-разному оценивали «смутное время» историки. С.М.Соловьев понимал кризис начала XVII в. как всеобщее моральное разложение. Н.И.Костомаров считал, что кризис был вызван вмешательством Польши в дела России, интригами католической церкви. В.О.Ключевский видел в «смуте» проблему законности верховной власти. С.Ф.Платонов считал «смуту» проявлением социального конфликта разных уровней: между боярством и дворянством, помещиками и крестьянами. В советское время понятие «смуты» исключили, а события этого периода оценивали как"«крестьянскую революцию» (М.В.Нечкина), потом как крестьянскую войну (М.Н.Покровский, Б.Д.Греков и др.) В.Б.Кобрин определил «смутное время» как сложное переплетение разных противоречий - национальных, сословных, внутриклассовых, межклассовых. Он считал, что в России начала XVII в. была не просто крестьянская война (это слишком узко), а гражданская война. Оценка самозванцев и их роли тоже различна. Одни видели в них реформаторов, другие - предателей национальных интересов, ! ставленников западных держав.
Уже этот перечень позиций говорит о сложности понимания и оценки причин, характера и значимости «смутного времени» истории России.
Толчком к «смуте» послужило пресечение правящей династии Рюриковичей, которые для массового народного сознания были природные государи. После Ивана Грозного престол унаследовал второй его сын от брака с царицей Анастасией - Федвр, не способный к делам, богомольный человек. При нем был опекуном и правителем вначале дядя, Никита Романович Захарьин-Юрьев, потом, после его смерти, боярин (из рода Мурзы-Чета) Борис Федорович Годунов, брат жены Федора Ирины. Годунов оттеснил других, более родовитых бояр, стал регентом, получив все права. Он обладал умом, талантом правителя, опытом государственной деятельности, накопленном еще при Иване IV. Россия при Борисе Годунове стала успокаиваться, уменьшились недоимки, поднялась торговля, в пользу России закончилась война со Швецией (1590 г.), крымский хан в 1591 г., дойдя до Москвы, бежал. При Годунове было окончательно покорено Сибирское ханство. Укреплению государства способствовало введение в России патриаршества (1589 г.). На Востоке тогда было четыре патриарха: Цареградский, Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский. На Руси было учреждено четыре метрополии (в Новгороде, Казани, Ростове, на Крутицах близ Москвы).
После смерти Федора, не оставившего наследников, власть перешла к Годунову, подкрепленная избранием его на Земском соборе в 1598 г. Осенью 1598 г. он венчался на царство. Стремясь упрочить свою власть, Борис Годунов избавлялся от соперничавших с ним и друг с другом, претендовавших на власть более родовитых бояр. Так, он сослал в Поволжье Богдана Бельского, на север - пятерых братьев Романовых, старший из которых, Федор, с женой был пострижен в монахи; Шуйских и Голицыных держал на воеводстве вдали от Москвы. Московское правительство при Годунове делало попытки сближения с Западом. Его сын Федор получил там образование. Планируя создание школ в Москве на европейский лад, он посылал молодежь учиться на Запад (но никто не вернулся назад). При Годунове начались каменные постройки в Московском Кремле, из немцев был создан отряд войска на иноземный лад.
В начале XVII в. Россия пережила ряд неурожайных лет. Народ, не совсем оправившийся от разорения в годы опричнины, стал бедствовать, голод охватил страну, современники оставили
свидетельства о фактах людоедства. Запасов зерна у бояр хватило бы на несколько лет всему населению. Но раздача хлеба не была в правилах знати. Борис устроил раздачу хлеба голодным в Москве в 1605 г., но всех накормить, естественно, не мог. Последствия опричнины, длительных войн и неурожаев обострили социальные проблемы, крестьяне и голодающие горожане выступали против бояр, помещиков, против имущих классов.
Противоречия между
представителями господствующего класса,
борьба за власть среди бояр после смерти
Годунов привели к самозванщине, а ослабление государства привлекло иноземных захватчиков, желавших воспользоваться ситуацией,
и католическую
церковь, надеявшуюся распространить свое влияние на Русь. : Самозванцев поддержали московские бояре
(ненавидевшие Годунова), : часть
польской шляхты (надеявшаяся на добычу в Москве), казаки
и служилые люди южной окраины Московского государства (пострадавшие в свое время от опричнины). При
Василии Шуйском ; поднялись против
московской власти украинские люди, тульские и рязанские дворяне, мордва
на нижней Оке, Астрахани. Осенью 1606 г. смута охватила все сословия
московского общества. : Крупнейшими ее проявлениями стали движение
Болотникова, !
появление второго самозванца (1606-1610 гг.), вмешательство |иностранцев в московские дела. В борьбе со вторым самозванцем Василий Шуйский опирался
ё
на поддержку шведов. Шведские отряды Делагарди помогали 1 Скопину-Шуйскому. Это вызвало недовольство
поляков, которые , осадили Смоленск (1609 г.), а затем разбили войско
Шуйского и \ подошли к Москве. Шведы отошли к берегам Финского залива, ~
заняли уступленные им города, взяли
Новгород. Москва, осажденная, ; с
одной стороны, поляками, с другой - Тушинским вором, свергла
Шуйского, и власть перешла к боярам (семибоярщина),
допустившим в Москву поляков и подписавшим соглашение об избрании на
российский престол польского королевича
Владислава.
К концу 1611 г. Московское государство было на грани распада. В нем хозяйничали поляки, шведы. Но государство было спасено народным ополчением во главе с Мининым и Пожарским.
С.Ф.Платонов выделяет ряд этапов «смутного времени». От смерти Грозного до воцарения Шуйского, по его мнению, шла борьба дворцовая, за царский венец, между жаждущими власти. При этом бояре использовали народное движение. При Шуйском началась борьба общественная - казачества и низших классов населения против бояр и землевладельцев. Эта междоусобная война разрушила порядок и расшатала государство. Третий период смуты - борьба русских людей вообще с иноземными врагами и со своими «ворами».
«Смута» оказала влияние на политическую и общественную жизнь России. В ходе борьбы было почти совсем разбито боярство (Шуйские, Мстиславские, Воротынские вымерли, Годуновы, Салтыковы обеднели, Галицыны, Куракины надолго утратили влияние). Усилилось влияние дворян и горожан, ополчения, освободившего Москву.
Изменилось отношение к власти царя. Новый государь, избранный Земским собором, должен был осознавать это. Менялось значение Земского собора. С.Ф.Платонов так оценивал новое положение: «С него окончился в Московском государстве старый порядок и началась новая эпоха».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.