;
ηр=0,66.
Нахожу величину скольжения и коэффициента засасывания:
, ;
Определяем пропульсивный к.п.д. гребного винта:
Определяем мощность на гребном валу, потребную для движения судна с заданной скоростью:
,
где Zв – число гребных валов, Zв=1,
- к.п.д. валопровода, равен , принимаю =0,97.
Расчёт винта ведётся также для трёх значений скорости хода судна, данные приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Выбор гребного винта.
№ |
Величина |
Скорость судна, узлы |
||
Uc – 1,0 |
Uc |
Uc + 1,0 |
||
1 |
Ре, кг |
7219,12 |
8478,71 |
9890,73 |
2 |
Up, м/с |
6,13 |
6,54 |
6,95 |
3 |
kd |
2,03 |
2,00 |
1,96 |
4 |
λp |
0,95 |
0,94 |
0,93 |
5 |
H/D |
1,40 |
1,38 |
1,35 |
6 |
n, об/с |
2,35 |
2,53 |
2,72 |
7 |
H1/D |
1,56 |
1,54 |
1,50 |
8 |
ηр |
0,67 |
0,66 |
0,65 |
9 |
S1 |
0,39 |
0,39 |
0,38 |
10 |
t |
0,26 |
0,26 |
0,27 |
11 |
η |
0,62 |
0,61 |
0,60 |
12 |
Nв, КВт |
2135,57 |
2721,70 |
3447,73 |
По результатам расчёта строится зависимость мощности на валу от скорости хода судна (рисунок 1). С помощью этой зависимости по таблицам 5 и 6 [1]выбирают гребной электродвигатель и уточняют скорость хода судна.
Рисунок 1 – График зависимости мощности на гребном валу от скорости судна
1.3. Проверка гребного винта на отсутствие кавитации
Значения к.п.д. гребного винта получены в предположении, что гребной винт работает без кавитации. При кавитации эффективность работы гребного винта может значительно снизиться, и винт не сможет обеспечить судну заданную скорость. Поэтому необходимо производить проверку гребного винта на отсутствие кавитации.
Расчёт винта на отсутствие кавитации произвожу по методу Э.Э. Папмеля в следующей последовательности:
Определяем относительную толщину лопасти гребного винта:
;
Подсчитываю расчётный коэффициент К1:
Подсчитываю расчётный коэффициент подъёмной силы К2:
;
Нахожу коэффициент относительного разрежения К3:
;
Определяем значение критической частоты вращения:
где h – глубина погружения гребного винта в миллиметрах.
.
При частоте вращения n< 0,9nкр кавитация отсутствует.
2,53<0,9*4,36,
2,53<3,92.
Весь расчёт гребного винта приведен в табличной форме (таблица 3).
Таблица 3 - Расчёт гребного винта
№ |
Величина |
Скорость судна, узлы |
||
Uc – 1,0 |
Uc |
Uc + 1,0 |
||
1 |
δл |
0,05 |
||
2 |
К1 |
0,28 |
0,28 |
0,29 |
3 |
К2 |
0,21 |
0,22 |
0,22 |
4 |
К3 |
0,18 |
0,18 |
0,19 |
5 |
nкр, 1/с |
4,38 |
4,36 |
4,33 |
2. Выбор основных параметров главных элементов
гребной электрической установки
При выборе параметров главных электрических машин и возбудителей ГЭУ необходимо руководствоваться указаниями Правил классификации и постройки морских судов[2]. В соответствии с Правилами допускаемое напряжение на клеммах генераторов, электродвигателей или между любыми двумя точками цепи главного тока не должно превышать в ГЭУ постоянного тока 1200 В. В цепях возбуждения, управления и сигнализации напряжение в ГЭУ постоянного тока не должно превышать 220 В.
2.1. Выбор гребного электродвигателя
Гребной электродвигатель выбирается по данным, полученным в предыдущих расчетах .
Выбор одинарного или сдвоенного (одно - или двухъякорного) ГЭД производят исходя из технико–экономической оценки обоих вариантов. Обычно на электроходах дальнего плавания устанавливают двухъякорные ГЭД («Мирный», «Лена», «Амгуэма»), либо многовальные установки с одно – и двух якорными ГЭД («Василий Прончищев», «Москва», «Ермак», «Сахалин»).
Для научно-исследовательского судна целесообразно выбрать двухякорный ГЭД.
Выбираем из [1]:
2МП 3800\200
P=2800 кВт;
U=2х920 В;
I=1570 A;
n=180-200 об/мин;
η=93%;
Rя=0,02 Ом;
Rов=3,2 Ом.
2.2. Выбор главных генераторов
Выбор числа и мощности главных генераторов тесно связан с выбором схемы главного тока, которая в свою очередь определяет такие важные показатели ГЭУ как надежность, маневренность (быстроту перехода с одного режима на другой), наличие и разнообразие экономических режимов. Все эти показатели зависят от количества главных электрических машин, способа их соединения и способа коммутации цепи главного тока.
В ГЭУ постоянного тока количество главных генераторов обычно в 1.5-2 раза больше количества якорей ГЭД. Полная (суммарная) мощность всех генераторов равна:
где - мощность ГЭД;
- потери мощности в кабелях главной цепи, определяются в разделе 2.4;
- КПД ГЭД.
Мощность одного генератора равна :
где m – количество генераторов в номинальном режиме.
Выбираем 4 генератора:
ГП760/740
P=760 кВт;
U=460 В;
I=1650 A;
n=740 об/мин;
η=94,5 %;
Rя=0,021 Ом;
Rов=1,6 Ом.
2.3 Выбор схемы главного тока
От выбора схемы главного тока зависят такие важные показатели ГЭУ, как надёжность, маневренность, простота обслуживания, экономичность и т.п.
В ГЭУ постоянного тока, как правило, используется последовательное соединение генераторов (мультиплицированная система «генератор - двигатель»).
Коммутация цепей главного тока может осуществляться как в обесточенном состоянии ГЭУ, так и без разрыва цепи главного тока при работающих ГЭД.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.