;
ηр=0,66.
Нахожу величину скольжения и коэффициента засасывания:
 
,      
;
Определяем пропульсивный к.п.д. гребного винта:
 
Определяем мощность на гребном валу, потребную для движения судна с заданной скоростью:
,
где Zв – число гребных валов, Zв=1,
 -
к.п.д. валопровода, равен 
, принимаю 
=0,97.
Расчёт винта ведётся также для трёх значений скорости хода судна, данные приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Выбор гребного винта.
| 
   №  | 
  
   Величина  | 
  
   Скорость судна, узлы  | 
 ||
| 
   Uc – 1,0  | 
  
   Uc  | 
  
   Uc + 1,0  | 
 ||
| 
   1  | 
  
   Ре, кг  | 
  
   7219,12  | 
  
   8478,71  | 
  
   9890,73  | 
 
| 
   2  | 
  
   Up, м/с  | 
  
   6,13  | 
  
   6,54  | 
  
   6,95  | 
 
| 
   3  | 
  
   kd  | 
  
   2,03  | 
  
   2,00  | 
  
   1,96  | 
 
| 
   4  | 
  
   λp  | 
  
   0,95  | 
  
   0,94  | 
  
   0,93  | 
 
| 
   5  | 
  
   H/D  | 
  
   1,40  | 
  
   1,38  | 
  
   1,35  | 
 
| 
   6  | 
  
   n, об/с  | 
  
   2,35  | 
  
   2,53  | 
  
   2,72  | 
 
| 
   7  | 
  
   H1/D  | 
  
   1,56  | 
  
   1,54  | 
  
   1,50  | 
 
| 
   8  | 
  
   ηр  | 
  
   0,67  | 
  
   0,66  | 
  
   0,65  | 
 
| 
   9  | 
  
   S1  | 
  
   0,39  | 
  
   0,39  | 
  
   0,38  | 
 
| 
   10  | 
  
   t  | 
  
   0,26  | 
  
   0,26  | 
  
   0,27  | 
 
| 
   11  | 
  
   η  | 
  
   0,62  | 
  
   0,61  | 
  
   0,60  | 
 
| 
   12  | 
  
   Nв, КВт  | 
  
   2135,57  | 
  
   2721,70  | 
  
   3447,73  | 
 
По результатам расчёта строится зависимость мощности на валу от скорости хода судна (рисунок 1). С помощью этой зависимости по таблицам 5 и 6 [1]выбирают гребной электродвигатель и уточняют скорость хода судна.

Рисунок 1 – График зависимости мощности на гребном валу от скорости судна
1.3. Проверка гребного винта на отсутствие кавитации
Значения к.п.д. гребного винта получены в предположении, что гребной винт работает без кавитации. При кавитации эффективность работы гребного винта может значительно снизиться, и винт не сможет обеспечить судну заданную скорость. Поэтому необходимо производить проверку гребного винта на отсутствие кавитации.
Расчёт винта на отсутствие кавитации произвожу по методу Э.Э. Папмеля в следующей последовательности:
Определяем относительную толщину лопасти гребного винта:
;
Подсчитываю расчётный коэффициент К1:
 
Подсчитываю расчётный коэффициент подъёмной силы К2:
    
;
Нахожу коэффициент относительного разрежения К3:
    
;
Определяем  значение критической частоты вращения:  
          

где h – глубина погружения гребного винта в миллиметрах.
      
.
При частоте вращения n< 0,9nкр кавитация отсутствует.
2,53<0,9*4,36,
2,53<3,92.
Весь расчёт гребного винта приведен в табличной форме (таблица 3).
Таблица 3 - Расчёт гребного винта
| 
   №  | 
  
   Величина  | 
  
   Скорость судна, узлы  | 
 ||
| 
   Uc – 1,0  | 
  
   Uc  | 
  
   Uc + 1,0  | 
 ||
| 
   1  | 
  
   δл  | 
  
   0,05  | 
 ||
| 
   2  | 
  
   К1  | 
  
   0,28  | 
  
   0,28  | 
  
   0,29  | 
 
| 
   3  | 
  
   К2  | 
  
   0,21  | 
  
   0,22  | 
  
   0,22  | 
 
| 
   4  | 
  
   К3  | 
  
   0,18  | 
  
   0,18  | 
  
   0,19  | 
 
| 
   5  | 
  
   nкр, 1/с  | 
  
   4,38  | 
  
   4,36  | 
  
   4,33  | 
 
2. Выбор основных параметров главных элементов
гребной электрической установки
При выборе параметров главных электрических машин и возбудителей ГЭУ необходимо руководствоваться указаниями Правил классификации и постройки морских судов[2]. В соответствии с Правилами допускаемое напряжение на клеммах генераторов, электродвигателей или между любыми двумя точками цепи главного тока не должно превышать в ГЭУ постоянного тока 1200 В. В цепях возбуждения, управления и сигнализации напряжение в ГЭУ постоянного тока не должно превышать 220 В.
2.1. Выбор гребного электродвигателя
Гребной электродвигатель выбирается по данным, полученным в предыдущих расчетах .
Выбор одинарного или сдвоенного (одно - или двухъякорного) ГЭД производят исходя из технико–экономической оценки обоих вариантов. Обычно на электроходах дальнего плавания устанавливают двухъякорные ГЭД («Мирный», «Лена», «Амгуэма»), либо многовальные установки с одно – и двух якорными ГЭД («Василий Прончищев», «Москва», «Ермак», «Сахалин»).
Для научно-исследовательского судна целесообразно выбрать двухякорный ГЭД.
Выбираем из [1]:
2МП 3800\200
P=2800 кВт;
U=2х920 В;
I=1570 A;
n=180-200 об/мин;
η=93%;
Rя=0,02 Ом;
Rов=3,2 Ом.
2.2. Выбор главных генераторов
Выбор числа и мощности главных генераторов тесно связан с выбором схемы главного тока, которая в свою очередь определяет такие важные показатели ГЭУ как надежность, маневренность (быстроту перехода с одного режима на другой), наличие и разнообразие экономических режимов. Все эти показатели зависят от количества главных электрических машин, способа их соединения и способа коммутации цепи главного тока.
В ГЭУ постоянного
тока количество главных генераторов обычно в 1.5-2 раза больше количества
якорей ГЭД. Полная (суммарная) мощность всех генераторов 
равна:


где 
- мощность ГЭД;
       
- потери
мощности в кабелях главной цепи, определяются в разделе 2.4;
        
- КПД ГЭД.
Мощность одного
генератора 
равна :

где m – количество генераторов в номинальном режиме.
Выбираем 4 генератора:
ГП760/740
P=760 кВт;
U=460 В;
I=1650 A;
n=740 об/мин;
η=94,5 %;
Rя=0,021 Ом;
Rов=1,6 Ом.
2.3 Выбор схемы главного тока
От выбора схемы главного тока зависят такие важные показатели ГЭУ, как надёжность, маневренность, простота обслуживания, экономичность и т.п.
В ГЭУ постоянного тока, как правило, используется последовательное соединение генераторов (мультиплицированная система «генератор - двигатель»).
Коммутация цепей главного тока может осуществляться как в обесточенном состоянии ГЭУ, так и без разрыва цепи главного тока при работающих ГЭД.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.