Рабочая программа дисциплины «Рисунок», страница 3

1.1. Изображение на плоскости трехмерного предмета

Линейно-конструктивное построение. Передача на плоскости объемной формы предмета. Закономерности зрительного восприятия и перспективного построения рисунка.

Перспективное изображение объемных геометрических тел на горизонтальной плоскости (с одной точкой схода, с двумя точками схода). Выявление формы предмета с помощью тона.

Раздел II. Рисунок фигуры человека

2.1.Схематичный  рисунок скелета человека

Скелет – конструктивная и динамичная основа человеческого тела. Строение скелета. Суставы и сочленения. Этапы линейно-конструктивного построения рисунка скелета.

2.2. Пропорции фигуры человека

«Золотое сечение» и конструирование пояса фигуры. Пропорциональные различия между мужской и женской фигурами. Единица модуля. Изменение пропорций и форм тела человека в зависимости от возраста. Пропорции детской фигуры. Пропорциональное членение фигуры человека.

2.3. Объемно-конструктивное построение фигуры человека по принципу обрубовки (методов обобщения)

Значение метода обобщения формы. Построение сложных форм фигуры человека с помощью геометрических тел. Методика последовательного ведения линейно-конструктивного рисунка фигуры человека.

Применение схем равновесия при построении фигуры человека в движении.

Центр тяжести при повороте, наклоне, движении. Зарисовка схемы с положением центра тяжести.

2.4. Наброски и зарисовки головы человека кистей рук и стоп

Анализ формы, особенности изображения, характеристика изменения объема в различных ракурсах и положениях. Анатомические особенности строения головы, кистей рук и стоп. Внешняя форма и костная основа. Последовательность линейно-конструктивного построения головы, кистей рук и стопы. Обобщение дробных деталей и подчинение их общей форме.

Линейный, линейно-пятновый и пятновый набросоки.

2.5.. Рисунок складок (драпировок) тканей разных фактур

Структура ткани. Типы складок. Рельеф складок в соответствии с формой фигуры и ее движением. Изображение светотеневых эффектов складок.

2.6. Рисунок человека в  костюме

Этапы построения фигуры человека, анализ форм и строения тела, определение движения и выявление характерных особенностей натуры. Пространственное осмысление фигуры. Прорисовка видимых и невидимых поверхностей. Плановость изображения частей фигуры. Роль одежды в выявлении формы фигуры человека. Характер пластического решения костюма. Специфика ритмичного соотношения форм, плоскостей, линий и композиции костюма.

2.7. Наброски фигуры человека с использованием схемы

Выполнение кратковременных набросков. Активное восприятие натуры. Построение фигуры методом двойного треугольника, а также двух трапеций и овалов. Разметка ключевых точек. Работа пластичной линией. Определение масштаба, пропорции фигуры и движения в пространстве. Расчленение крупных объемных форм на мелкие «принцип муравья». Тональные градации в наброске.

Наброски по памяти, по представлению, без натуры. Значение овладения мастерством наброска для создания костюма.

Лабораторный практикум по дисциплине

Наименование тем (разделов)

Наименование лабораторных работ

1

2

Раздел I. Рисование с натуры отдельных геометрических тел

1.1. Изображение на плоскости трехмерного предмета

Форма, объем, конструкция пропорции геометрических тел.

Рисование геометрических предметов (куб, шар, пирамида, цилиндр, конус) на сетке перспективы с одной и двумя точками схода.

Раздел II. Рисунок фигуры человека

2.1.Схематичный рисунок скелета человека

Линейно-конструктивное построение опорно-механического каркаса скелета

2.2. Изучение пропорции фигуры человека

Построение пропорции женской фигуры

Построение пропорции мужской фигуры

Построение пропорции детской фигуры

2.3. Объемно-конструктивное построение фигуры человека по принципу обрубовки (метод обобщения формы)

Рисунок обрубовки фигуры человека по методике А. Дюрера

Выполнение рисунка схем равновесия фигуры человека

2.4. Наброски и зарисовки головы        человека, кистей рук и стопы

Наброски головы в различных поворотах и ракурсах  

Зарисовки кистей рук в разных положениях и ракурсах

Зарисовки стопы в различных поворотах и ракурсах

2.5. Рисунок драпировки

Рисунок драпировок тканей разных фактур

Фрагментарные зарисовки складок ткани на фигуре человека

2.6.Схематичное изображение фигуры  человека в  костюме

Рисунок женской фигуры в  костюме

2.7. Наброски фигуры человека с использованием схем

Наброски фигуры с использованием двух трапеций, с использованием двойного треугольника, а также при положении корпуса к опорной плоскости ног

Наброски фигуры человека по памяти и по представлению