Реле |
Максимальные значения Iн , А |
Диапазон регулировок Iн, А |
Iн сменных нагревательных элементов, А |
РТТ-11, |
10 |
0,85…1,15 |
0,2; 0,25; 0,32; 0,4; 0,5; 0,63; 0,8; 1,0; 1,25; 1,6; 2,0; 2,5; 3,2; 4; 6,3; 8; 10 |
РТТ-21, |
63 |
0,85…1,15 |
6,3; 8; 10; 12,5; 16; 20; 25; 32; 40; 50; 63 |
РТТ-31, |
160 |
0,85…1,15 |
63; 80; 100; 125; 160 |
*Эти модификации устанавливаются только в коробках магнитных пускателей
3. Находят суммарную уставку реле:
N = N1 + N2, |
(10.3) |
которая, может быть со знаком «+» или «–». Затем на полученном делении шкалы устанавливают стрелочку регулировочного винта или рычаг.
Часто электродвигатели и их пускозащитная аппаратура находятся в различных температурных условиях, например, электродвигатель установлен внутри животноводческого помещения, а пускозащитная аппаратура – снаружи. В этих случаях правильно отрегулировать тепловое реле почти невозможно.
Корректировкой уставки, полученной в результате расчета делений шкалы, можно провести приближенную регулировку тепловых реле. Для их точной регулировки применяют специальные приспособления – стенды.
В сельскохозяйственном производстве в основном используются электродвигатели мощностью до 30 кВт. Для их защиты применяют различные тепловые реле [3 - 6], которые регулируют при помощи приспособления, создающего ток нагрузки в пределах 0…50 А.
На рис. 10.4 показана принципиальная электрическая схема лабораторного стенда для проверки и регулировки тепловых реле. Такой стенд может быть успешно изготовлен в условиях хозяйства. К вторичной обмотке маломощного нагрузочного трансформатора TV2 подключаются нагревательные элементы тепловых реле (КК1 и КК2). Напряжение первичной обмотки плавно регулируется лабораторным автотрансформатором (ЛАТР) TV1. Ток нагрузки теплового реле КК1 фиксируется амперметром рА (рис. 10.4, а).
Ток нагрузки реле КК2 фиксируется амперметром рА, включенным во вторичную цепь через трансформатор тока TI (рис. 10.4, б).
Рис. 10.4. Принципиальная электрическая схема для проверки и регулировки
тепловых реле.
Так как трансформатор TV2 нагружен малым сопротивлением нагревательного элемента теплового реле и во вторичной цепи течет большой ток, вторичная обмотка трансформатора должна быть выполнена из провода большого сечения, рассчитанного на ток нагрузки 50 А. Число витков вторичной обмотки нагрузочного трансформатора выбирают из условия, что необходимо получить достаточное напряжение для регулировки маломощных тепловых реле, например ТРН-10 А, нагревательные элементы которых имеют относительно большое сопротивление. Из этих условий определяется значение максимального вторичного напряжение порядка 4 В.Тепловое реле, например, типа ТРН проверяют следующим образом. Напряжение на схему подают через контакты КМ магнитного пускателя путем нажатия кнопки SB1 "Пуск". К вторичной обмотке нагрузочного трансформатора TV2 подключают сначала один нагревательный элемент КК1, а контакты теплового реле КК1 включают в цепь сигнальной лампы HL3. Ручку автотрансформатора TV1 устанавливают в нулевое положение и подают напряжение. Затем поворотом ручки вправо устанавливают ток I = 1,5 Iн дв и секундомером или часами с секундной стрелкой контролируют время срабатывания реле (момент погасания сигнальной лампы HL3). Далее то же самое выполняют при подключенном втором нагревательном элементе теплового реле. Если время срабатывания теплового реле хотя бы одного из нагревательных элементов не соответствует норме, тепловое реле следует отрегулировать.
Для проверки тепловых реле следует использовать уточненные их характеристики, однозначно определяющие время срабатывания Т в зависимости от значения перегрузки kI (рис. 10.5).
Рис. 10.5. Уточненные средние защитные характеристики для тепловых реле:
а - ТРН-10(А); б - ТРН-10; ТРН-25, ТРН-40; в - ТРП-25; г- ТРП-60
Тепловое реле типа ТРН регулируют в следующем порядке:
· Реле осматривают и проверяют, нет ли механических дефектов.
· Проверяют, соответствуют ли номинальный ток нагревательных элементов реле номинальному току нагрузки защищаемого электродвигателя. При необходимости нагревательные элементы заменяют.
· Проверяют, не согнуты ли нагревательные элементы.
· Проверяют расстояние между нагревательными элементами и биметаллическими пластинками, их взаимное расположение при температуре 20 оС. Если расстояние от обоих нагревательных элементов до пластинок неодинаковы, необходимо изменить положение нагревательных элементов, отпустив, а затем снова затянув винты их крепления.
· Регулировочный эксцентрик уставок теплового реле переводят в положение "+5".
· Тепловое реле подсоединяют к регулировочному устройству (рис. 10.4) и устанавливают ток нагрузки нагревательного элемента в 1,5 раза больше номинального тока защищаемого электродвигателя.
Через 145 с (70 с для теплового реле ТРН-10А) эксцентрик плавно поворачивают в направлении к положению "-5" до срабатывания теплового реле.
После интенсивного (12…15 мин) охлаждения теплового реле (например, настольным вентилятором) к регулировочному устройству подключают второй нагревательный элемент и снова устанавливают ток нагрузки 1,5 Iн дв.
Если за 145 с (70 с для теплового реле ТРН-10А), тепловое реле не срабатывает, плавно поворачивают регулировочный винт против хода часовой стрелки до срабатывания. Если тепловое реле сработало раньше, чем через 145 с (70 с для ТРН-10А), регулировочный винт необходимо повернуть по ходу часовой стрелки на один оборот. Затем тепловое реле охлаждают и регулировку повторяют, чтобы оно сработало от второго нагревательного элемента за 145…150 (70…75) с.
Если тепловое реле будет срабатывать от обоих нагревательных элементов, то проводят окончательную его регулировку. Для этого оба нагревательных элемента соединяют последовательно и подключают к регулировочному устройству, а регулировочный эксцентрик устанавливают в положение "+5". Снова устанавливают ток нагрузки 1,5 Iн дв и через 145 (70) с плавно поворачивают эксцентрик по направлению к положению "-5" до срабатывания теплового реле. После этого тепловое реле будет точно отрегулировано. Если во время регулировки эксцентрик находится в положении "+5", а ток в нагревательном элементе равен 1,5 Iн дв и тепловое реле срабатывает раньше чем за 145 (70) с, то необходимо заменить нагревательный элементы, выбирая их по большему номинальному току. Если, наоборот, при этом же токе нагрузки и положении регулировочного эксцентрика "-5" тепловое реле не срабатывает за 145 (70)с, нагревательные элементы также необходимо заменить, только выбрать их следует по меньшему номинальному току. Затем тепловое реле регулируют по рассмотренной методике.
У тщательно отрегулированных тепловых реле типа ТРП и ТРН при комнатной температуре защитные характеристики мало отличаются от уточнённых средних, однако в холодном состоянии они не обеспечивают защиту электродвигателей, заклиненных и не запустившихся при обрыве фазы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.