Планы лекций по дисциплине "Анатомия" для лечебного и педиатрического факультетов (Спланхнология, общая анатомия пищеварительной системы. Мочеполовая система. Центральная нервная система. Проводящие пути головного и спинного мозга. Органы зрения и вкуса)

Страницы работы

Содержание работы

ПЛАН ЛЕКЕЦИЙ НА I КУРСЕ ВЕСЕННИЙ СЕМЕСТР

(лечебный факультет)

II - семестр.

Лекция 1.Спланхнология, общая анатомия пищеварительной системы. Введение в спланхнологию. Понятие о скелетотопии, синтопии и голотопии. Общее строение полого и паренхиматозного органа. Развитие пищеварительной системы: развитие ротовой полости, преобразование жаберных дуг. Анатомия и пороки развития ротовой полости: преобразование первичной кишечной трубки, формирование желудка, кишечника, печени, поджелудочной железы, брюшины. Варианты и пороки развития желудочно-кишечного тракта. Морфофункциональные особенности различных отделов ЖКТ.

Лекция 2. Функциональная анатомия дыхательной системы. Развитие органов дыхания (фило-, онтогенез). Аномалии, пороки развития бронхо-легочной системы. Верхние дыхательные пути. Особенности строения гортани. Воздухопроводящий отдел. Респираторный отдел. Структурная единица легкого. Бронхолегочный сегмент. Функциональные особенности легких. Плевра. Особенности границ легких и плевры. Рентгенанатомия легких и бронхов.

Лекция 3. Мочеполовая система. Фило- и онтогенез мочевыделительной системы. Онтогенез половой системы. Аномалии и пороки развития мочевыделительной системы. Морфофункциональная характеристика мочевыделительной системы. Почки. Структурная единица – нефрон. Кровоснабжение почки. Общая анатомия половой системы. Развитие женской и мужской половой системы. Понятие пола. Аномалии и пороки развития половой системы.

Лекция 4. Центральная нервная система. Общий обзор центральной нервной системы. Функциональная характеристика нервной системы. Фило- и онтогенез нервной системы. Деление нервной системы на соматическую и вегетативную. Морфофункциональная единица – нейрон. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Онтогенез спинного мозга. Ведущие факторы в развитии спинного мозга. Строение и топография. Внутреннее строение – серое и белое вещество спинного мозга. Корешки, ганглии, ядра серого вещества спинного мозга. Нервный сегмент. Морфолого-функциональная характеристика спинного мозга. Оболочки, оболочечные пространства спинного мозга.

Лекция 5. Развитие головного мозга. Ствол мозга. Мозжечок. Онтогенез ствола головного мозга. Основные факторы в развитии продолговатого мозга, мозжечка, моста, среднего и промежуточного мозга. Морфолого-функциональная взаимозависимость продолговатого мозга, мозжечка, моста, среднего и промежуточного мозга со спинным мозгом. Проводящие пути, ядра ствола мозга (Овсяников, Бехтерев). Полости мозга: четвертый желудочек, водопровод мозга, третий желудочек. Становление двух афферентных систем передачи чувствительной информации. Медиальная петля. Ретикулярная формация. Мозжечок, его связи с различными отделами мозгового ствола.

Лекция 6. Конечный мозг. Полушария головного мозга. Обонятельный мозг. Морфологическая и функциональная характеристика конечного мозга. Понятие о цито- и миелоархитектонике головного мозга (Бец, Бехтерев). Учение И.П. Павлова о мозговой локализации корковых центров. Анализаторная функция мозга. I и II сигнальные системы. Строение белого вещества конечного мозга. Базальные ядра. Лимбическая система. Желудочки мозга, гематоэнцефалический барьер, ликвор и его циркуляция. Демонстрация кинофильма “Локализация функций в коре полушарий”.

Лекция 7. Проводящие пути головного и спинного мозга. Единство головного и спинного мозга. Рефлекторная дуга как основа нервной системы (И.М. Сеченов). Функциональная и морфологическая характеристика проводящих путей. 1. Ассоциативные пути: короткие и длинные. 2. Комиссуральные пути. 3. Проекционные пути. Восходящие (афферентные) системы волокон. Проводящие пути от рецепторов, воспринимающих раздражения из внешней и внутренней среды. Нисходящие (эфферентные) системы волокон. Пирамидный и экстрапирамидный пути. Особенности хода афферентных и эфферентных путей. Демонстрация кинофильма “Проводящие пути головного и спинного мозга”.

Лекция 8. Органы чувств. Органы обоняния и вкуса. Функциональная анатомия органа обоняния. Строение обонятельного анализатора. Периферический и центральный отделы. Клинические аспекты нарушения морфологии обонятельного анализатора. Функциональная  анатомия органа вкуса. Периферический и центральные отделы. Клинические аспекты нарушения морфологии вкусового анализатора. Демонстрация кинофильма “Вкусовой анализатор”.

Лекция 9. Органы зрения и вкуса. Фило- и онтогенез органа зрения. Функциональная характеристика органа зрения. Строение глазного яблока. Светопроводящая часть глаза. Световоспринимающая часть глаза. Пути проведения зрительной информации. Клинический аспект морфолого-функциональных поражений зрительного анализатора. Фило- и онтогенез органа слуха и равновесия. Морфолого-функциональная характеристика органа слуха и равновесия. Периферическая и центральная части. Пути проведения слуховых и вестибулярных импульсов. Клинические аспекты морфолого-функциональных поражений слухового и вестибулярного анализатора.

ПЛАН ЛЕКЕЦИЙ НА I КУРСЕ ВЕСЕННИЙ СЕМЕСТР

(педиатрический факультет)

II - семестр.

Лекция 1.Спланхнология, общая анатомия пищеварительной системы. Введение в спланхнологию. Понятие о скелетотопии, синтопии и голотопии. Общее строение полого и паренхиматозного органа. Развитие пищеварительной системы: развитие ротовой полости, преобразование жаберных дуг. Анатомия и пороки развития ротовой полости: преобразование первичной кишечной трубки, формирование желудка, кишечника, печени, поджелудочной железы, брюшины. Варианты и пороки развития желудочно-кишечного тракта. Морфофункциональные особенности различных отделов ЖКТ. Особенности строения пищеварительной системы ребенка. Анатомия брюшины в возрастном аспекте.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Анатомия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
45 Kb
Скачали:
0