Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе студентов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов с видеоматериалами к практическим занятиям по «Иммунологии», страница 2

Перечисляются растения средней полосы России, пыльца которых наиболее часто сенсибилизирует организм человека и при повторном попадании аллергена возможно развитие аллергической иммунопатологии в виде поллиноза. Это ольха, береза, орешник, трава тимофеевки, овсяницы, лисохвоста, полынь, лебеда. Демонстрируются полевые работы исследователей по определению количества пыльцы растений в воздухе во время их цветения за 1 сутки методом осаждения на пластинки. Приводится схема иммунопатохимического механизма развития поллиноза на примере образования реагинов под воздействием аллергенов, которые фиксируются на тучных клетках. И при повторном введении аллергена начинается иммунопатофизиологическая реакция в тканях. Это хорошо заметно при проведении волдырной пробы, когда через 15 мин после внутрикожной инъекции аллергена образуется волдырь в месте введения. Для демонстрации патофизиологического механизма аллергической реакции показывают эксперимент с использованием отрезка бронхов и отрезка сигмовидной кишки обезьяны. Кусочки органов предварительно сенсибилизируют в сыворотке крови больного поллинозом 30 минут, а при повторном воздействии аллергена наблюдают контрактуру (анафилактическое сокращение) органа дыхания и участка кишки. При эксперименте на препарате легких наблюдают снижение объема дыхания из-за сужения просвета бронхов.

В капле крови сенсибилизированного больного при обработке комплексом антиген + антитело наблюдается "пляска гранул" клеток базофилов, кроме того, у них образуются псевдоподии.

Фильм демонстрирует варианты специфической диагностики и лечения поллиноза, методы получения промышленных аллергенов и профилактику поллиноза путем специфической десенсибилизации.

Обратите внимание, как выполняется специфическая диагностика поллиноза с помощью аллергена. На поверхность предплечья наносят капли аллергена и затем делают насечки. Результат учитывают через 10-15 минут. При закапывании аллергена в нос развивается чихание, симптомы ринита, зуд При закапывании в конъюнктивальный мешок развивается коньюнктивит. При ингаляции аллергена снижается жизненная емкость легких и на 20% снижается объем дыхательных движений.

Специфическая десенсибилизация проводится малыми дозами аллергена. Он стимулирует выработку блокирующих антител, которые не фиксируются на базофилах и тучных клетках, но блокируют попадающий извне аллерген пыльцы. Десенсибилизацию проводят за 2-3 месяца до периода цветения трав.

Контрольные вопросы к видеофильму:

1 .Что такое поллииоз?

2.Пыльца каких растений является аллергеном для человека?

3.Пыльца каких растений на Дальнем Востоке и в Хабаровском крае является аллергеном?

4.Как проводят десенсибилизацию организма в случае установления ди¬агноза поллиноз?

5.Перечислите методы диагностики аллергии, применяемые в современной медицине.

6.К какому типу иммунопатологических аллергических реакций относится поллиноз по классификации Кумбса?

При подготовке к практическому занятию используйте материал учебника по микробиологии под ред. В.Д. Тимакова на С. 209-215.

Тестовые задания

1.  Укажите последовательность стадий аллергии

а.  клиническая

б.  патохимическая

в.  иммунологическая

г.  Сенсибилизации

2.  При аллергии выявляется дефицит субпопуляции _____ лимфоцитов

3.  Для реагинового типа аллергии характерны:

а.  феномен Артюса

б.  анафилактический шок

в.  атопический дерматит

г.  поллиноз

д.  бронхиальная астма

4.  "Шоковыми” органами для человека являются

а. сердце

б.  легкие

в.  кишечник

г.  печень

д.  кожа

5. Факторами риска развития у грудного ребенка аллергии являются:

а.  вскармливание грудным молоком

б.  дисбактериоз кишечника

в.  недостаточность Т-супрессоров

г гиперпродукция JgE

д. вирусные инфекции у беременной женщины

8. ОТВЕТЫ: 1. а, б, в, г 2. Т-супрессоры 3. б,в,г,д 4. б,в,д 5. б,в,г,д

Практическое занятие № 18

Тема: Ретровирусы. СПИД. Вирус - возбудитель СПИДа.  Эпидемиология,

диагностика и лечение СПИДа

Фильм 1: "Иммунопатологические процессы. Иммунопатологические синдромы"   10 мин

Фильм 2: "Диагностика инфекции вируса иммунодефицита человека 10 мин

Фильм 1; "Иммунопатологические процессы. Иммунопатологические синдромы"

Цель просмотра видеофильма: ознакомить студентов с клинической

картиной иммунопатологических синдромов, и лежащими в их основе

иммунопатологическими   процессами.          Выяснить   причины

иммунопатологических врожденных, (первичные, наследственные) и

приобретенных     (вторичные)     иммунодефицитов.     Ознакомить     с

патогенезом, клиническими проявлениями и лечением ВИЧ-инфекции

Знать: этиологию, эпидемиологию и патогенез СПИДа, лабораторную ди¬агностику ВИЧ-инфекции.

Краткое содержание видеофильма: в фильме кратко обобщаются сведения о врожденных иммунопатологических синдромах. Среди врожденных клеточных иммунопатологических синдромов различают синдром Дайдорджа и синдром Макьюсика, среди гуморальных - синдромы Бруттона, среди комбинированных синдромов - синдромы Луи-Бара, Незелофа и другие.

Подробно приводится схема взаимодействия вируса СПИДа с чувствительной клеткой крови - Т лимфоцитом-хелпером (Т4), имеющим рецептор CD-4 на поверхности. Именно к CD-4 и присоединяется гликопротеин р-120 - рецептор вируса СПИДа. Фильм показывает момент встраивания вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) в геном Т4, механизм его размножения через образование провирусной ДНК, затем и-РНК, синтез белков вируса, его созревание, гибель пораженного лимфоцита и инфицирование новых клеток Подробно указываются пути поражения нейронов головного мозга: через активацию нейтрофилов, при поражении эндотелия гематоэнцефалического барьера и повышении его проницаемости, через образование макрофагальных гигантоцитов, при ингибиции нейролейкина, и, следовательно, нарушении синтеза нуклеиновых кислот.

Описывается патогенез СПИДа, когда ВИЧ-инфицированный Т-хелпер перестает способствовать синтезу антител, нарушается процесс фагоцитоза, страдает противоопухолевый иммунитет, происходит гибель нейронов.

Обратите внимание!

В периоде вторичных поражений при СПИДе возникает энцефалопатия, сепсис, саркома Калоши, развиваются оппортунистические инфекции. герпетическая, бактериальные, грибковые. Они сочетаются с опухолевыми процессами: лимфомами, саркомой Капоши. В финале ВИЧ -инфекции развиваются истощение и деменция.