| 
   Время  | 
  
   Предмет  | 
  
   Важнейшие итоги  | 
  
   Имена  | 
 
| 
   Психология в рамках философии  | 
 |||
| 
   4 в до нэ – 5 в нэ  | 
  
   Душа  | 
  
   Формирования 2х направлений – материализма и идеализма – в изучении и объяснении происхождения души. Первые эмпирические зания о психических процессах и явлениях (Ве, Пть, Вб, М, аффекты, воля, характер). Выделение проблем «душа и тело», «врожденное и приобретенное», «соотношение аффекта и интеллекта». Указание на внутреннее чувство как на способ познания души.  | 
  
   Платон (мировая душа и душа инидвид. 3 части: вожделеющая, волевая, разумная), Аристотель (душа как функция тела, энтелехия живого. вегет. живая. человеческая.), Демокрит (учение об атомах.)  | 
 
| 
   5 – 13 вв  | 
  
   Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний.  | 
  
   Формирование томистской психологии. Начало опытной методологии исследования души  | 
  
   Августин (познай самого себя), Фома Аквинский, античные врачи (описание головного мозга, развитие учения о темпераментах).  | 
 
| 
   14 -16 вв.  | 
  
   Дальнейшее развитие учения о душе.  | 
  
   Отказ от души как предмета исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений. Введение термина «психология» (1590, Гоклениус, Кассман)  | 
  
   Бэкон – психология как часть единой науки о человеке. Эмпирическое описание процессов души, отказ от ее изучения как общего принципа.  | 
 
| 
   18 – середина 19в.  | 
  
   Внутренний опыт как данные самонаблюдению факты сознания  | 
  
   Формирование эмпирической интроспективной и ассоциативной психологии. Понятие о бессознательной психике. Возникновение психофизической и психофизиологической проблем.  | 
  
   Декарт (непосредственное познание), Локк (2 опыта, ассоциации идей), Лейбниц (бессознательное), Милли, Спенсер, Гербарт  | 
 
| 
   Развитие психологии как самостоятельной науки  | 
 |||
| 
   Начало 19 – 60 гг 19в.  | 
  
   Д НС и органов чувств. Соотношение между физическим и психическим. Измерение скорости протекания психических процессов. Исследование рефлекторных механизмов поведения. Гипнотические явления. Локализация ПФ в мозгу. Соотношение между мозгом и душевной жизнью. Возникновение и развитие психики  | 
  
   Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки . Экспериментальный метод. Факты и теории ощущений и восприятия. Психофизика и психометрика. Учение о рефлексе. Френология Галля. Бессознательная психика. Теории локализации ПФ. Теории психофизического параллелизма и взаимодействия. Биогенетический закон. Генетический метод. Возникновение трех областей генетической психологии: зоопсихология, детская и историческая психология. Понимание психики как средства адаптации к среде.  | 
  
   Фехнер, Эббингауз, психиатры, которые баловались гипнозом, Дарвин. Больше не помню.  | 
 
| 
   60гг – конец 19 в.  | 
  
   Непосредственное содержание опыта. Психические факты, ПФ, психика и сознание в их связи с адаптивной функцией.  | 
  
   Проникновение экспериментальных методов в психологию. Формирование теоретических программ в психологии: структурализм, психология акта, функционализм. Раскол психологии: 1. Индивидуальная физиологическая психология, ориентированная на естествознание. 2. Духовно-научная, ориентированная на историю и культуру психология народов. Возникновение прикладных исследований в психологии. Возникновение новых областей психологии.  | 
  
   Вундт, Джемс, Брентано, Титченер, Мюнстенберг.  | 
 
| 
   10 – середина 30гг 20в  | 
  
   Поведение. Целостные структуры. Сознание в его общественно-исторической обусловленности. Смысловая сторона душевной жизни в соотношении с историческими ценностями и установками. Развитие ВПФ  | 
  
   Период открытого кризиса в психологии. Все известные школы начала века – сюда. Возникновение советской психологии: культурно-историческая теория, школа установки, поведенческие направления (рефлексология, реактология), теория Д Развитие психотехники и педологии в отечественной психологии и не только  | 
  
   Уотсон, Вертгаймер, Келлер, Коффка, Леви-Брюль, Штерн, Фрейд, Юнг, Адлер, Выготский, Леонтьев, Лурия, Узнадзе, Шпильрейн, Геллерштейн, Сеченов, Павлов, Бехтерев.  | 
 
| 
   30 – 50 гг.  | 
  
   Эволюция в рамках основных подходов предыдущего периода.  | 
  
   Эволюция научных школ периода открытого кризиса: необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические концепции. Дискуссии в советской психологии (о перестройке науки в рамках Павловского учения или концепции установки). Развитие теории Д, появление ПФУД. Нейропсихология.  | 
  
   Скиннер, Торндайк, Миллер, Прибрам, Галантер, Эриксон, Хорни, Франкл. Леонтьев, Лурия, Гальперин.  | 
 
| 
   60 гг – конец 20в.  | 
  
   Продолжение развития ранее выявленных предметных областей. Процесс ориентировки. Когнитивные структуры и их роль. Человек как развивающаяся целостность  | 
  
   Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая, экзистенциальная, логотерапия, когнитивная психология (1962?). Дискуссии в советской психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного, общения и пр. Теоретические и экспериментальные исследования в отечественной науке в русле психофизиологических школ, деятельностного подхода, концепции ПФУД, понятий комплексного человекознания.  | 
  
   Рождерс, Маслоу, Мей, Ялом, Найсер, Норман, прочие когнитивщики, Леонтьев, Гальперин, Лурия.  | 
 
3. Представления о предмете психологии.
Почему предмет меняется. Влияния всяческие:
1. общ. социо-культ окружение эпохи, (античность)
2. эволюция философии и наук (Влияние Декарта и Локка),
3. связь с требованиями в научном знании (Вундт).
Современные тенденции: 1. интеграция различных теорий и подходов. 2. практическая ориентация. 3. Расширение сферы применения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.