Информативность словаря при характеристике состояния интереса каждой последующей возрастной группы увеличивается, — т. е. проявляются те же особенности, что и при вербальной характеристике испытуемыми страха и радости. С подросткового возраста испытуемые вносят в характеристику эмоций оценочно-субъективные суждения о них, что и вызывает субъективные затруднения в правильном описании вида эмоций.
Рассмотрим алфавитно-частотный словарь состояния волнения. Как видно из таблицы, школьники всех возрастных групп, особенно ученики младших классов и старшие подростки, испытывают значительные трудности при вербальной характеристике этой эмоции. Частотные словари синонимов слова-стимула незначительны: 5-6 слов. Младшие школьники вообще затрудняются в выборе соответствующего синонима. Максимальное число ассоциантов — 15, а всего при длине словаря в 5 слов было употреблено 59 синонимов-ассоциантов. При этом выбирались такие слова как «страх», «волноваться», «переживание». Употребление глагола «волноваться» свидетельствует о скудости вербальных средств для характеристики данного состояния. Использование синонима «переживание» также свидетельствует о трудностях определения указанной эмоции. Достаточных данных о признаках этого состояния у младших школьников нет. Интуитивно они полагают, что волнение переживается иначе, чем страх, но плохо осознают специфику этого состояния, его отличие от страха.
Трудности в выборе синонимов слова-стимула «волнение» отмечаются и в группе младших подростков. Вместе с тем у них появляется лексика, косвенно характеризующая состояние волнения: «беспокойство», «тревога». В группе старших подростков также наблюдаются трудности в выборе синонимов для обозначения этого состояния. У старших школьников уменьшается длина словаря (до 4 слов), большое число испытуемых использует слово «радость», к которому старшие подростки прибегают при характеристике волнения в процессе межличностной коммуникации. Отмечено использование синонима «ожидание»; хотя с семантической точки зрения это неправомерно, но, на наш взгляд, четко характеризует специфическую сторону волнения. Наиболее часто употребляется слово-ассоциант «переживание» в значении «беспокойство». При этом у старших школьников отмечалась направленность этого состояния на другого человека: в большинстве случаев к слову «переживание» добавлялось — «за кого-нибудь».
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
алфавитно-частотный словарь эмоциональных состояний страха и радости у школьников всех возрастных групп значительно богаче, чем словарь интереса и волнения;
вербальные возможности для выражения знаний об этих эмоциях расширяются с возрастом: так, словарь синонимов для эмоций страха и радости у младших школьников значительно беднее, чем у подростков и юношей, как по частоте употребления слов, так и по длине словаря, его информативности;
начиная с подросткового возраста на вербальную характеристику того или иного вида эмоций все больше влияет субъективно-оценочное отношение испытуемых к признакам проявления эмоциональных состояний.
Литература
1. Еремеев Б. А. Диагностика познания человека человеком (методика «тройного сходства»): Методическая разработка для психологов. СПб.: Образование, 1991.
2. Еремеев Б. А. Оценка содержательного разнообразия в школьных сочинениях: Методическая разработка. СПб.: Образование, 1992.
3. Лабунский В. В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: Изд-во МГУ, 1990.
Редуцированный ассоциативный алфавитно-частотный словарь синонимов для обозначения разных видов эмоций
n = 125 - в каждой возрастной группе, b>6 - каждого синонима
Алфавитно-частотный |
В о з р а с т, л е т |
|||
словарь состояния |
9 |
12 |
14 |
17 |
Страх |
||||
Частота употребления синонима: боязнь волнение жуть испуг кошмар робость страшный страшно трусость ужас |
81 11 - 46 - - 10 - - 14 |
83 10 - 44 25 - - 8 40 36 |
80 6 - 52 - 9 9 - 20 39 |
78 6 9 63 26 - - - 18 78 |
Длина словаря |
5 |
7 |
7 |
7 |
Информативность словаря (в битах) |
1.8298 |
2.4882 |
2.3132 |
2.3519 |
Радость |
||||
Частота употребления синонима: Веселье Восторг Ликование Праздник Радостный Смех Счастье |
81 - - - 14 26 14 |
55 12 - 7 - 22 64 |
73 14 - - 8 13 23 |
77 29 12 - - 8 60 |
Удовольствие Удовлетворение хорошее настроение шутка |
- - - 10 |
- - 10 - |
- - 7 - |
10 9 - - |
Длина словаря |
5 |
6 |
6 |
7 |
Информативность словаря (в битах) |
1.8329 |
2.4882 |
2.0135 |
2.2817 |
Интерес |
||||
Частота употребления синонима: внимание заинтересованный заинтересованность интересный любознательный любознательность любопытство пытливость увлечение (хобби) увлеченность |
- - - 24 16 - 61 - - - |
- 14 - - - 7 42 - 34 - |
7 - 24 - - 22 47 - 24 - |
- - 8 - - 20 61 9 34 17 |
Длина словаря |
3 |
4 |
5 |
6 |
Информативность словаря(в битах) |
1.3526 |
1.7287 |
2.1231 |
2.3226 |
Волнение |
||||
Частота употребления синонима: беспокойство боязнь волноваться взволнованный нервность ожидание переживание робость страх тревога |
- 9 14 - 8 - 15 - 13 - |
19 - 9 - - - 30 - 6 17 |
20 9 - 10 14 - 18 6 - - |
25 - - - - 7 90 - - 24 |
Длина словаря |
3 |
5 |
6 |
4 |
Информативность словаря (в битах) |
2.2806 |
2.1242 |
2.4735 |
1.5032 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.