43. культура и цивилизация
43. Культура и цивилизация.
Культура – понятие многозначное. Культура от латинского возделывание. И первоначальное значение культуры означало возделывание земли. И по настоящий день это значение сохранилось (бобовые, зерновые культуры и т.д.)Но позднее понятие возросло. Возделывать можно не только земля, а еще себя ,других. Культура – все созданное людьми в отличие от того, что создала природа. Если говорят, что чел-к культурный, то ставится акцент на его воспитании. Но на самом деле все люди погружены в культурное пространство. В узком смысле слова культура употребляется во многих смыслах (министерство культуры). Самый узкий смысл – это культура чтения, питания, жилища и т.д. А самый широкий – все, содеянное чел-ком. В философском смысле культура – это мера человеческого в человеке. Образованный человек должен знать, в каком понятии и смысле охватывается культура. Способ бытия и существования чел-ка – это культура по средствам деятельности. Цивилизация в первоначальном значении означала гражданственный, гос-ный. Ц появилась, когда человечество перешло из стадии дикости, варварства, и когда появились первые гос-ва, правила, нормы, и этот этап в развитии общ-ва стал называться цивилизацией. Понятие Ц используется историками в смысле локальная культура. Ц – это вообще не вся культура, а материальная связь. Ц – это уровень, достигнутый к определенному времени во всех сферах. Культура и цивилизация. Ставиться вопрос о противоречивости развития культуры. Первым кто это заметил был Освальд Шпенглер в 20в. Аналитики культуры говорят, что современное развитие культуры таково, что люди теряют информацию, существует ее дефицит. Аналитики приводят аналогию с раковой клеткой. Рак – смертельное заболевание, лекарства от которого еще не придумано, и истинных причин возникновения не установлено. Раковая клетка – это клетка, которая переродилась. Каждая клетка в нашем орг-ме имеет свою программу, но если она потеряет инфо- заложенную в ней, то она перерождается. Почему это происходит неизвестно. Можно провести аналогию с обществом. Мы живем в то время, когда информации хоть отбавляй, и мы начинаем не ценить то, что было веками наработано, а ценим только новое. Но ведь никто не знает, что будет иметь эта новация, какие следствия. Сегодняшнюю эпоху не называют эпохой Просвещения, хотя сегодня образование ставится на высоки уровень. Дело в том, что в 18 в. видели спасение в образовании, а сегодня мы так не говорим, потому что от образования помимо положительного исходит и опасное. Т.к. люди думают, что без образования никуда, и это побуждает их учиться. Но если проанализировать кто именно пришел учиться, получится очень маленький процент. Большинство учатся из-за диплома. И что же из этого получается? Объективные реалии таковы, что они вынуждают людей, а это объективное противоречие. Развитие техники, всевозможных средств, которые делают нашу жизнь удобней и комфортней, настраивают нас на что-то еще более лучшее. И если случается что-то не так, то мы уже недовольны. А когда это выливается в большие масштабы, то результат далеко не благоприятный. У общества наблюдается акселерация (когда физически организм созрел, а нравственно еще нет). Новинки появляются все больше и больше, внешние ограничения сняты. Если бы это зависело от отдельного человека, было бы проще, но здесь другое. Концом развития любой культуры считалась стадия цивилизации характеризующаяся высоким уровнем развития науки и техники, упадком в области литературы и искусства, огромным ростом городов (урбанизацией). За все время существования человечества оно живет в условиях цивилизации не более 2% времени своего существования и в наше время необходимо задуматься над тем, как предотвратить стадии гибели и разложения современных цивилизаций, а это предполагает необходимость разработки общей для всех философской концепции смысла жизни, понимание ее самоценности и неповторимости.
Цивилизация – особенность – учёт не только классовых, но и географических, религиозных, культурных.
Цивилизация - замкнутое локальное состояние общества, характеризующее общностью географических, культурных и др факторов.
Цивилизация- ступень за дикостью и варварством, чаще упамянается историками, как локальная культура.
Цивилизация-( это понятие многозначно), (первоначальынй смысл)- возник очень давно, когда стали появляется первые государства 6-5 век до.н.э., тогда под цивилизаций понималось- (цивилис с лат.- государственный, граждансвенный)- три периода- дикость- это период когда еще не было общества, варварство- это период когда е ть законы, но они нарушаются (сейчас- варвар- это тот кто плюет на законы, игнорирует право); цивилизация- это тот период когда есть законы и им нужно следовать.
Понятие цивилизация употребляется еще и в смысле локальной культуры-которая замыкается нац рамкамии сотавляет свой слд в стории (Арнольд Тоендби- насчитывал таких цивилизаций от 8 до 30) – т.е. культура родилась на каком-то участке земного шара зародилась расцвела и умерла, исчезла.
Цивилизация в смысле- материальной культуры- это понятие распространяется на материальную культуру- достижения технического развития.
Культура и цивилизация- то чаще всего делается акцент на противоречивом характере культура. Если поставить вопрос то каков источник развития культуры- а это объективные противоречия. Первым это уловил Шпенглер- его книга «Закат Европы»- человечество нарабатывает технические средства, по сути дела идет к умиранию духовной стороны жизни, т.е. Европа движется не к рассвету а к своей гибели.
Он уловил важный нерв объективный в развитии культуры. Ведь после него многие авторы начали писать на эту тему –Лоренса, Артега и Госсета- материальная культура выбьет культуру духовную.
Аргументы этому- «происходит утрата информации!»
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.