При исследовании, испытаниях и ремонте сложной электронной и цифровой техники наряду с простейшими приборами, как амперметр, вольтметр и тестер, применяют и более сложные приборы. Сюда входят, во-первых, осциллограф, с помощью которого можно проконтролировать не только форму исследуемого сигнала, но и его параметры, и, во-вторых, генераторы сигналов разной формы.
Основной целью лабораторной работы – это знакомство и приобретение навыков работы с двухканальным осциллографом С1-83, генератором звуковых сигналов Г3-112, генератором импульсных сигналов Г5-54, то есть с теми приборами, с которыми студент будет работать на протяжении всего практического курса изучения электроники.
В лабораторной работе эти приборы применяются при исследовании простейших цепей: низкочастотного и высокочастотного RC-фильтра первого порядка для снятия частотных и переходных характеристик, а также при исследовании работы цепей с нелинейными элементами для снятия вольтамперных характеристик этих элементов и передаточных характеристик схемы.
Лабораторная установка включает электронный осциллограф С1-83, генератор звуковых сигналов Г3-112, генератор импульсных сигналов Г5-54 и лабораторный пульт со съемной передней панелью.
В пульт встроены источники питания (±5В, ±15В, ±27В), необходимые для выполнения всех лабораторных работ, понижающий трансформатор, переменное напряжение которого в некоторых работах используется для формирования задающего сигнала при снятии вольтамперных характеристик. На верхней панели пульта размещено УСОВ (устройство сопряжения осциллографа и вольтметра), которое можно использовать для более точного определения мгновенных значений напряжения.
Сменная панель для лабораторной работы № 1 включает четыре схемы:
• Схема 1 (рис. 1,а) представляет собой простую RC-цепь, являющаяся фильтром верхних частот.
• Схема 2 (рис. 1,б) также представляет собой простую RC-цепь, но являющаяся фильтром нижних частот.
• Схема 3 (рис. 1,в) –двухсторонний диодный ограничитель, собранный на двух стабилитронах.
• И, наконец, схема 4 (рис. 1,г) – схема с полупроводниковым динистором, которую можно использовать в качестве защиты от перенапряжения.
а) |
б) |
в) |
г) |
Рис. 1. Лицевая панель лабораторной установки |
Для первых двух схем (рис. 1,а и 1,б) с помощью осциллографа снимаются амплитудно-частотные и переходные характеристики.
Две последние схемы (рис. 1,в и 1,г), благодаря преобразователям ток-напряжение, позволяют снять вольтамперные характеристики стабилитрона и динистора. Коэффициенты преобразования для схемы 3 (рис.1,в) равен Rп3=10 Ом, а для схемы 4 (рис.1,г) – Rп4=100 Ом.
Внимание. Гнезда подключения к общей шине (земля) расположены на верхней панели стенда.
3.1. Ознакомиться с описанием осциллографа С1-83, методикой его настройки и измерений напряжения и временных интервалов (см. п. 6).
3.2. Для схем рис. 1,a и рис. 1,б получить выражение для амплитудно-частотной и переходной характеристик;
3.3. Построить данные зависимости и показать, как по графикам определить:
• для схемы рис. 1,a нижнюю граничную частоту (fн) и спад плоской вершины (d) при фиксированной длительности импульса tи.
• для схемы рис. 1,б верхнюю граничную частоту (fв) и фронт выходного импульса (tф).
Параметры элементов схемы приведены в таблице. При расчете спада плоской вершины считать, что длительность импульса tи=30мкс.
Схема |
.№ бригады |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1,a |
R1, кОм |
15 |
27 |
18 |
10 |
2,7 |
1,8 |
1 |
3,6 |
5,6 |
0,27 |
С1, нФ |
18 |
10 |
15 |
27 |
100 |
150 |
270 |
75 |
50 |
1000 |
|
1,б |
R2, кОм |
1 |
3.3 |
5 |
10 |
20 |
0,1 |
0,2 |
0,33 |
0,5 |
0,75 |
С2, нФ |
10 |
3 |
2 |
1 |
0.51 |
100 |
51 |
30 |
20 |
15 |
4.1. Подготовить осциллограф С1-83 и генераторы Г3-112 и Г5-54 к работе. (Внимание: подготовка приборов к работе является обязательной частью всех последующих лабораторных работ). Для этого:
• Включить приборы и прогреть их в течение 3…5 мин;
• Проверить калибровку усилителя вертикального отклонения каждого канала осциллографа (см. п.6.2).
• Проверить калибровку усилителя горизонтального отклонения осциллографа (см. п.6.3).
4.2. Исследовать частотные характеристики RC-фильтра верхних частот. Для этого:
• Собрать рабочую схему в соответствии с рис. 3,а.
• Для осциллографа установить:
- синхронизация – I внутр,
- режим синхронизации – Авт,
- множитель скорости развертки – х1,
- род работы усилителей – ÒÒ,
- переключатели усиления каналов – х10,
- чувствительность по каналам вертикального отклонения должна быть такой, чтобы наблюдаемые сигналы занимали примерно половину экрана по вертикали каждый,
- скорость развертки определяется частотой исследуемого сигнала и должна быть такой, чтобы на экране было бы видно 3…10 периодов синусоиды.
• Для генератора Г3-112 установить режим “~”. Выходной сигнал генератора контролировать с помощью I канала осциллографа. Рекомендуется измерять размах синусоиды, то есть ее двойную амплитуду. Установить размах выходного сигнала генератора Uг=1В. На протяжении всего эксперимента уровень сигнала должен оставаться неизменным.
• Меняя частоту входного сигнала измерять размах сигнала на выходе схемы Uвых. Результаты измерений занести в таблицу.
f, кГц |
0,046 |
0,100 |
0,220 |
0,460 |
1,0 |
2,2 |
4,6 |
10 |
22 |
46 |
100 |
220 |
Uг, В |
||||||||||||
Uвых, В |
||||||||||||
g |
||||||||||||
Lg, дБ |
• Рассчитать коэффициент передачи и логарифметический коэффициент передачи .
• Построить амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) в двойном логарифметическом масштабе (см. рис. 2).
Рис. 2. Так должна выглядеть логарифмическая ось частоты |
• Определить по графику на уровне –3дБ нижнюю граничную частоту fн фильтра верхних частот.
4.3. Снять амплитудно-частотную характеристику RC-фильтра нижних частот (рис. 1,б). Методика снятия АЧХ аналогична п. 2 рабочего задания.
• Определить по графику на уровне –3дБ верхнюю граничную частоту fв фильтра нижних частот.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.