ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N4
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
Цель работы:
1. Ознакомиться с методикой контроля и нормирования освещенности на рабочих местах.
2. Изучить и сравнить технические показатели люминесцентных газоразрядных ламп (ЛЛ), ламп накаливания (ЛН), галогенных ламп (ГЛ) и энергосберегающих ламп (ЭЛ).
3. Ознакомиться с порядком расчета искусственного освещения.
1. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
1. Изучить устройство и работу люксметра Ю-116.
2. Измерить совмещенную и естественную освещенности на столах в учебной аудитории. Дать оценку результатов измерений, сравнить с допустимыми нормами по СНиП 23-05-95.
3. Измерить и сравнить световую отдачу (лк/Вт) для ЛЛ, ЛН, ГЛ и ЭЛ, а также для одновременного включения нескольких ламп.
4. Определить уровень чувствительности к колебаниям напряжения сети для ЛЛ, ЛН, ГЛ и ЭЛ.
5. Произвести расчет освещения для помещения учебной лаборатории методом светового потока.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Освещение, соответствующее требованиям строительных норм и правил (СНиП 23-05-95), обеспечивает эффективную производственную деятельность, уменьшает - напряженность зрения, оказывает положительное психологическое воздействие, снижает травматизм.
Освещение подразделяется на естественное, искусственное и совмещенное. Естественное имеет полный спектр свечения и высокую диффузность. Однако зависимость от метеоусловий и непостоянство во времени не позволяют использовать его в течение всех суток. В связи с этим дополнительно применяется искусственное освещение. Недостатки такого освещения: источники света не дают полный спектр свечения и не обеспечивают равномерность освещения. Совокупность естественного и искусственного освещения в дневное время суток называется совмещенным освещением.
Искусственное освещение подразделяется на общее и комбинированное. Общее служит для создания равномерной освещенности по СНиП на всей рабочей поверхности помещения, комбинированное - для создания на всей рабочей поверхности только минимальной, а необходимой освещенности по СНиП только в рабочей зоне. Комбинированное освещение более экономично, однако только общее обеспечивает комфортные условия и в наибольшей степени соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
Зрительные условия на рабочей поверхности влияют на напряженность органов зрения и складываются из ряда факторов. К ним относятся:
§ размер объекта различения, мм;
§ фон рабочей поверхности (коэффициент отражения);
§ контраст объекта различения с фоном;
§ освещенность рабочей поверхности, лк;
§ слепящая блёсткость, яркость светящейся поверхности, кд/кв.м;
§ пульсация освещенности {коэффициент пульсации), %.
В СНиП 23-05-95 установлены предельно допустимые нормы для минимальной освещенности, максимальных яркости и пульсации.
Норма наименьшей допустимой освещенности рабочей поверхности должна соответствовать характеру зрительной работы, который зависит от размера объекта различения, фона рабочей поверхности и контраста объекта различения с фоном (табл.1). Чем меньше размеры объекта, чем темнее фон и чем меньше контраст объекта с фоном, тем больше норма освещенности. К объектам различения относятся, например, риска на мерительном инструменте, штрих на шкале прибора или линия на чертеже.
Норма наибольшей допустимой яркости зависит от площади светящейся поверхности, кв.м. Норма наибольшей допустимой пульсации освещенности установлена - Кп = 10%...20%.
Кроме СНиП, нормы допустимой освещенности установлены в ССБТ, в общих требованиях безопасности к технологическим процессам: например, в ГОСТ12.3.025-80 Обработка металлов резанием. Общие требования безопасности.
В производственных помещениях для искусственного освещения применяются лампы: ЛН, ЛЛ, ГЛ и ЭЛ.
В ЛН световой поток создается за счет свечения нити, разогреваемой проходящим током. Такие лампы удобны и просты в эксплуатации, дают световой поток без пульсаций. Но световая отдача (7-20 лм/Вт) мала, а спектральный состав света далек от естественного и находится в желтой и красной частях видимого спектра свечения.
ЛЛ - лампы, в которых излучение света возникает в результате электрического разряда в атмосфере инертных газов, паров металлов и их смесей. У ЛЛ гораздо большая световая отдача (50-75 лм/Вт). Кроме того, может быть получен полноценный спектр света, близкий к дневному, или любая часть спектра.
К недостаткам ЛЛ относятся: вредная для зрения пульсация светового потока, а также в связи с этим возможность возникновения стробоскопического эффекта при освещении вращающихся объектов. Опасность такого эффекта состоит в искажении восприятия. Природа его следующая: при частоте 50 Гц ток в электрической цепи лампы прекращается 100 раз в течение одной секунды. Одновременно прекращается ультрафиолетовое излучение ртутных паров и свечение люминофора. Это создает пульсацию светового потока также с частотой 100 Гц. Поэтому вращающийся объект кажется неподвижным при частоте его вращения 100 Гц.
Лампы типа ЛЛ имеют еще один недостаток -сложность утилизации перегоревших ламп, так как они содержат ртуть.
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
3.1. Оборудование
Экспериментальная установка для изучения искусственных источников света (рис.1) состоит из ящика 1 с крышкой, стенда и люксметра 2. На противоположной торцовой стенке ящика размещена скоба для установки фотоэлемента люксметра 3.
Рис.1. Устройство лабораторной установки
Внутри ящика (рис.2) на вертикальной стенке размещены семь электрических источников света: ЛН (2 лампы), ЛЛ (3 лампы), ГЛ и ЭЛ. Переключатели управления ламп 3 выведены на стенд. Электрическое питание ламп производится через автотрансформатор 1, позволяющий изменять подаваемое напряжение в пределах от 150 до 250 В. Изменение напряжения производится переключателем 2.
Рис.2. Принципиальная электрическая схема установки
3.2. Порядок проведения работы
Задание 1. Изучить устройство и работу люксметра Ю-116.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.