1.Особенности расчета магнитной цепи АД.
Задача расчета магнитной цепи заключается в нахождении МДС, необходимую для создания заданного потока. Магнитная система симметрична и расчет ведется на 1 полюс, воздушный зазор, зубцы и ярмо статора, ротора. Наибольшее значение суммарной МДС составляет МДС воздушного зазора, из-за того что в воздушном зазоре магнитная проницаемость равна 1 и наибольшее значение магнитного сопротивления. Значение МДС остальных участков примерно составляет 30-50% от суммарной МДС.
1)МДС воздушного зазора.
Кd-коэф. возд. зазора. который учитывает зубчатость статора и ротора(коэф. Картера) Кd= Кd1 Кd2, при закрытых пазах Кd1=1, закрывают пазы чтобы уменьшить МДС воз.заор.
2)МДС зубцов статора и ротора.
hz-высота зубца. Hz-напряженность зубцовой зоны, определяется по значению Вz если Вz£1.9, Нz по таб. если Вz>1.9, Нz по кривым, но для этого необходимо определить Кпх- коэф. вытеснения силовых линий.
Для прямоугольных пазов при Вz³2,
Bzmax® Hzmax; Bzmin® Hzmin; Bzср® Hzср
если I*m=18-20% магн. цепь ненасыщ, размер маг. цепи завыш., но КПД и cosj могут быть выше. если I*m=30-35% магн. цепь насыщ, размер маг. цепи заниж., и КПД и cosj низкое.
В машинах 8-3кВт I*m до 0,5
В машинах небол. мощности значение I*mполучается высоким, что объясняется тем, что для уменьшения шумов и вибраций двигателя зазор выбирают достаточно большим.
3.Выбор величины воздушного зазора для АМ, влияние на виброакустические и энергетические показатели.
С уменьшением d, происходит уменьшение магнитного сопротивления и магнитного напряжения, которые составляют основную часть суммарной МДС магнитной цепи всей машины. Поэтому уменьшение d привод к уменьшению МДС магнитной цепи и намагничивающего тока двигателя, благодаря чему возрастает cosj и ¯ потери в меди. Чрезмерное ¯ d приводит к амплитуды пульсаций индукции в d и в следствии этого приводит к поверхностных и пульсационных потерь. Поэтому h с очень маленьким d не улучшается а чаще становится меньше. В современных АМ d выбирают исходя из минимума суммарных потерь. Так как при d потери в медиа, поверхностные и пульсационные¯, то выбирают исходя из минимальной суммы потерь.
Если Р<20кВт то при 2р=2, d=(0,3±1,5D)10-3, при 2р=4, d=(0,25+D) 10-3; Если Р>20кВт, то d=(D/1,2)(1+9/2p)10-3. Если d£0,5 то его округляют до ближайшего 0,5мм.
4.Главные размеры АД. Выбор эл.маг. нагрузок, их влияние на размеры машины, энергетические показатели.
D-внутренний диаметр статора, по шкале увязки мощности с высотой оси вращения определяется Da. D=K¶ Da
ld-расчетная длинна пакета статора.
Расчетная мощность
КЕ –отклонение ЭДС обм.стат. кномин. напряжению.
В машинах до h£132 мм Коб=Kp1-обмотка однослойная Коб=0.95-0.96
При h³160 мм Коб= Kp1 Кy1- обмотка одно-двухслойная Коб=0.9-0.91, двухслойная Коб=0.91-0.92.
Шаг однослойной обмотки у1=z1/2p.
Шаг дувхслойной обмотки у=b (z1/2p), b=0.58…0.69
Если ld£300 мм выполняется однопакетным, при больших значения ld- магнитопровод статора и ротора делится на пакеты длинной 40-60 мм с радиальными каналами по10 мм.
Число пакетов nп=ld/lп – полученное значение округляется до целого числа. Длинна стали lст= nп lп. Длинна стали статора l1= lп nп+bк ; bк=10мм; но при d=1,5мм учитывается влияние радиальных каналов на форму кривой в d, тогда ld= l1 nк+bк’ где bк’=(1,5-3,0)мм. Ротор по длине равен статору lст2= lст1 и только в крупных машинах lст2= lст1(5-10)мм.
А- характеризует использование обмоточной части статора (определяет затраты активных материалов, парам к.з. пуск.характ., тепловой режим. )
А-nэф-d¯-J-r1-Pэл-h¯-
-тепловой режим¯-Wf-cosj¯-Mmax¯-Mпуск¯, Mпуск определяет перегр.способность Mmax/ Mном. С Wа- Fa
Bd-характеризуется использованием маг.сис. ЭМ, определяется насыщение ЭМ, потери в стали, момент тепловой режим.
Bd-Bz1,Bz2,Fd,Fz1,Fz2Fцепи,Im-cosj¯,M,hза счетРстz.
2.Обмоточные данные статора. Выбор типа обмотки для статора. Размещение проводников в пазах.
2а,2р,z1,UП,W1,q1,nэ,qэ, qэф.
Определяется число пазов статора
выбирается окончательно z1 совместно с числом пазов на полюс фазу q1
Далее определяется U’п
при а1=1
Если а1 принято = 1,то U’п округляется до целого числа, до целого у однослойных, а если двухслойная то U’п округляется до целого четного числа.
Если а1 >1,то Uп= а1 U’п – окончательно округляется до целого числа.
при I1н не певышающем 20-50А. Если I1н>50, то а1 должно быть кратным p или 2p.
Не следует без причины увеличивать число параллельных ветвей, если сечение проводника получилось меньше допустимого в этом случае следует использовать элементарные проводники, т.е.
nэ при ручной укладке 5-6 проводников, а при механической 2-3.
Определяем число витков
округляется до целого числа
Величины Коб,Bd подставляются уточненными.
Если Bd отличается на ±5% от выбранного Bd необходимо изменить
Uп, число эффектив. Проводников q’=I1н/a1 J1; J=(A J)/A.
J=4…6(ТИ-130 (B));J=6…8(ТИ-155(F));J=8…10(ТИ-200(Н))
Если q1 для крупных проводов превышающих 3,5 мм2, необходимо его разбить на несколько элементарных проводников Dmax=1,71. Если провод прямоугольного сечения и он превышает 16…18 мм2 он так же разбивается на элементарные проводники, наибольшее сечение эффективного проводника не должно превышать 30-40 мм2, если превышает то делится на параллельные ветви.
Чтобы уменьшить потери от вихревых токов h<2,5мм2. Выбор типа обмотки осуществляется из следующих условий. Если до 15кВт и h<160мм – однослойная обмотка, если свыше 15кВт и h<160мм – обычно тоже принимается однослойная обмотка, если свыше 15кВт и h>160мм – 2х слойная петлевая с укороченным шагом. Если UП=2 применяется стержневая волновая обмотка (ГГ, ТГ)
5.Главные размеры, электромагнитные нагрузки МПТ, их влияние на выходные показатели коммутацию.
Наружный диаметр якоря D, расчетная длинна якоря ld, по заданной P и по шкале увязки определяется h а, по h определяется D.
Расчетная мощность
ad- коэф. полюсного перекрытия 0.62-0.75; с ad ведет к полюсной дуги bd, к¯межполюсного окна, что приводит к проникновению основного потока в межполюсное окно и ухудшению коммутации.
t=pD/2p ; bd=ad t
A-линейная нагрузка (характеризует обмоточные данные, коммутацию и выходные показатели)
ПриА и при (пост. геометр. листа якоря)-число проводников обмотки якоря N- число витков секции wc - ¯сечение проводника - -J-Rобм якоря-потери-¯h- ухудшается тепловой режим, с wc-ухудшаются показатели коммутации ер и ев. Для улучшения коммутации в ЭМ с одп.пол. необхоимо МДС обм.доп. полюса. С А увеличивается число витков wa что приводит к МДС якоря, результир.маг. поле имеет большое искажение или ¯ по величине, для ¯ размаг.действ. якоря необходимо число витков в ОЯ.
Bd- маг.инд. в d, характеристика магнитной цепи. СBd при (пост. геометр. листа якоря)-Bz1-Fd-Fz- увелич.суммарFв-wобм.воз.- -доб.и основ. потери в стали. Значение Bd определяется значение Вqd что приводит к ухудшению коммутации.
Если ld больше 30 см. машина с h»350мм сердечник в виде пакетов образует радиальные каналы. Размер пакетов 45-70мм ширина канала 10мм. Обычно в таких машинах применяются и аксиальные каналы.
6. Конструкция полюсов СМ, МПТ. Выбор числа полюсов, размещение обмотки на полюсах.
В ЯСМ полюса находятся на роторе.
Полюсы СМ выполняются шихтованными Листы для полюсов штампуются из эл.теч. стали толщиной 0,5-1мм для машин небольшой мощности (до100кВт) и из стали Ст3 толщиной 1-2мм для более мощных машин.
Листы собираются в пакет, по краям которого укладываются концевые щеки. Пакет стягивают шпильками пропущенными через отверстия, предусмотренными в листах сердечника.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.