- сложность выполнения расчетов;
- сложность конструкции и технологического процесса.
Торцевая магнитная система предназначена для роторов ВДПТ торцевого типа. Конструкция торцевой магнитной системы ротора ВДПТ и двухроторная электрическая машина торцевого типа представлены на рис. 1.2.11.
Рис. 1.2.11 Торцевая магнитная система ротора ВДПТ
Ротор с магнитной системой торцевого типа выполнен в виде вала 1, на который установлен диск 2 из магнитомягкой стали с малым магнитным сопротивлением. К диску 2 крепятся дугообразные постоянные магниты 3, намагниченные в аксиальном направлении и установленные таким образом, что на торцевых поверхностях роторов, обращенных к якорной обмотке 5, образуется ряд полюсов чередующийся полярности. На магниты 3 и диск 2 надета оболочка (бандаж) 4 из высокопрочного немагнитного материала.
Двухроторная торцевая электрическая машина содержит два ротора, постоянные магниты которых включены последовательно, т.е. напротив северного полюса N левого ротора располагается южный полюс S правого ротора. Магнитный поток, выходя из северного полюса магнита N левого ротора, проходит через воздушный зазор, пронизывая якорную обмотку, и попадает на южный полюс S магнита правого ротора, из северного полюса которого через магнитопровод попадает на южные полюсы S смежных магнитов, а из северных полюсов этих смежных магнитов магнитный поток проходит через воздушный зазор и обмотку в обратном направлении, попадает на южные полюсы S магнитов левого ротора, и через магнитопровод замыкается на те магниты из которых он вышел.
Достоинства ВДПТ торцевой магнитной системы ротора следующие:
- имеется возможность выполнения роторов большого диаметра;
- оболочка (бандаж) располагается вне рабочего воздушного зазора, что позволяет выполнять ее большой толщины для обеспечения прочности;
- высокий КПД;
- возможность применения призматических дугообразных магнитов, намагниченных в аксиальном направлении, имеющих высокое значение вектора намагниченности.
К недостаткам торцевых ВДПТ относятся:
- высокие аэродинамические потери;
- сложность сборки ротора;
- сложность размещения обмотки в пространстве между двумя роторами;
- трудности обеспечения механической прочности обмотки.
Лекция 7
1.2.10 Конструкции статоров ВДПТ
Конструкции статоров ВДПТ можно подразделить на три типа:
- пазовые статоры;
- беспазовые статоры;
- без магнитопровода.
В первом случае используется традиционная конструкция статора, магнитопровод которого имеет зубцы и пазы для закладки якорной обмотки ВДПТ. При этом отношение суммарной площади сечения пазов к площади магнитопровода, как правило, выше для ВДПТ, чем у асинхронной электрической машины. Условно можно выразить словами асинхронный электродвигатель является "стальным", а вентильный электродвигатель является "медным" [6].
Основным видом обмоток в пазовых электрических машинах является трехфазная двухслойная обмотка.
Во втором случае, анализ требований к ВДПТ с учетом особенностей редкоземельных постоянных магнитов (высокое значение коэрцитивной силы и низкой магнитной проницаемости) показал, что во многих случаях наилучшие массо-габаритные показатели, а также удовлетворительные выходные параметры СМ с высококоэрцитивными магнитами удается получить при использовании беспазовых статоров. При этом чаще всего используется трехфазная двухслойная обмотка, которая широко применяется в пазовых машинах. Такая обмотка обладает рядом достоинств – возможностью выполнения с любым шагом, простой формой лобовых частей, одинаковыми размерами всех катушек.
Двухслойная беспазовая обмотка разбивается на секции, каждой из которых соответствует некий фиктивный паз в зазоре беспазового статора. Схемы соединения двухслойной обмотки при пазовом и беспазовом статорах идентичны.
Как и в общей теории электрических машин полюсное деление по пазам , коэффициент укорочения обмотки ; число пазов (катушек) на полюс и фазу , где - число пазов (катушек) обмотки; - число фаз; - число пар полюсов; - шаг обмотки по пазам.
Технология изготовления и конструкция беспазовых статоров различна. Следует среди них отметить три способа выполнения беспазовых статоров. При первом способе обмотка 1 выполняется на фторопластовой оправке, на которой устанавливаются скобочки 3, имитирующие зубцы, а между скобочками получается пространство, соответствующее пазам статора, в которое укладываются секции обмотки, рис. 1.2.12 а).
а) |
б) |
в) |
г) |
Рис. 1.2.12 Этапы выполнения беспазовой обмотки без каркаса
После того, как обмотка уложена, скобочки из фторопластовой оправки 2 вынимаются, обмотка подформовывается и фиксируется рис. 1.2.10 б). Зафиксировав обмотку 1 на оправке 2, ее вставляют в магнитопровод 4, заливают компаундом, который пропитывает обмотку, и одновременно приклеивает обмотку к статору, после чего оправка 2 вынимается и получается статор с обмоткой 1 и магнитопроводом 4 рис. 1.2.12 в). На рис. 1.2.12 г) показан разрез СМ ВДПТ беспазовой конструкции с ротором 5, имеющий магнитную систему типа "звездочка".
Второй способ выполнения беспазового статора показан на рис. 1.2.13.
Рис. 1.2.13 Беспазовый статор с выполнением обмотки якоря на тонкостенном каркасе
Обмотка 1 наматывается на тонкостенный каркас 2 с ребрами. Пространство между ребрами имитирует пазы в которые укладываются секции якорной обмотки. Для того, чтобы не поломался каркас, он, как правило, надевается на оправку. После намотки каркас 2 с обмоткой 1 вставляется в магнитопровод статора 3, в котором проводится пропитка, за счет которой каркас с обмоткой прочно удерживается в магнитопроводе 3.
Ротор 4 выполнен с магнитной системой типа "звездочка".
Третий способ выполнения беспазового статора показан на рис. 1.2.14.
Рис. 1.2.14 Комбинированный способ выполнения беспазового статора
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.