Работа фотодиодов основана на фотоэффекте в р-n переходах. Фотодиоды могут работать без внешнего источника электроэнергии и служить преобразователем лучевой энергии в электрическую или включаться в цепи с внешними источниками. В этом случае фотодиоды обладают значительно большими сопротивлениями и более высокой чувствительностью, чем фотосопротивления. Люкс-амперная характеристика германиевых фотодиодов в широком пределе линейна
Фототриоды по существу объединяют в себе фотодиод и полупроводниковый усилитель. Они обладают значительно большей чувствительностью, большей выходной мощностью и малой инерционностью.
Существенным недостатком фотосопротивлений и фотодиодов является небольшая мощность выходных сигналов, что заставляет применять промежуточные усилители. Широкое применение фототриодов задерживается в виду их относительно высокой стоимости. Кроме того, все перечисленные приемники могут работать тол ко при ограниченных температурах, германиевые до 353° К, а кремниевые до 423° К.
Датчики, использующие энергию электрического поля выполняются как конденсаторы, емкость которых меняется в зависимости от положения индуктора. Емкостные датчики могут включаться по мостовой схеме. В этом случае сигналы снимаются с диагонали моста и усиливаются промежуточным усилителем и поступают на коммутирующее устройство.
Более эффективное использование емкости датчиков возможно при включении их в цепи обратной связи высокочастотных генераторов таким образом, что при изменении емкости происходит срыв генерации. Такое включение позволяет отказаться от промежуточных усилителей, востребует применения для каждого датчика специального генератора, что усложняет схему управления. Кроме того, провода, соединяющие емкостные датчики с генератором, должны иметь малые емкости. Все это усложняет их применение, поэтому емкостные датчики широкого распространения для двигателей постоянного тока не получили.
Наибольшее распространение в бесконтактных двигателях получили датчики, использующие для своей работы энергию магнитного поля. К таким датчикам относятся: датчики Холла, индуктивные датчики э.д.с. вращения, магниточувствительные сопротивления, магнитодиоды, индуктивные датчики с переменным воздушным зазором и индуктивные датчики с подмагничиванием магнита магнитной цепи.
В первых двигателях применялись индуктивные датчики э.д.с. вращения. Они состоят из неподвижного магнитопровода с обмоткой и вращающейся магнитной системы. При вращении в обмотке наводится ЭДС, величина которой зависит от скорости вращения магнитной системы, а фаза – от положения индуктора относительно обмотки датчика. Датчики просты по конструкции, позволяют использовать основную магнитную систему двигателя, но не выдают сигналов при неподвижном индукторе и, следовательно, требуют применения специальных пусковых датчиков или устройств, обеспечивающих пуск двигателя. Поэтому такие датчики в современных двигателях применяются редко.
Датчики Холла выполняются в виде тонкой пластинки монокристалла или пленки из полупроводникового материала с высокими подвижностями носителей заряда (Ge, HgSe и др.) и имеют четыре вывода: продольные и поперечные. Датчики работают на основе гальваномагнитного эффекта, возникающего в полупроводнике при прохождении по нему электрического тока и действии магнитного поля. Если датчик находится вне магнитного поля и по его продольной оси проходит ток, то в поперечных электродах ЭДС практически не возникает и сигнала от датчиков на коммутирующее устройство не поступает. При действии магнитного поля появляется ЭДС, пропорциональная величине магнитного поля, которая и является сигналом на включение соответствующих элементов коммутатора. Частотные свойства датчиков определяются временами установления ЭДС.
Достоинствами датчиков Холла являются малые размеры, любые входные и выходные сопротивления, быстродействие, механическая устойчивость к вибрациям и ускорениям, а также неограниченный практически срок службы; недостатками - очень низкий КПД и значительная зависимость параметров от температуры.
Внутреннее сопротивление датчиков Холла колеблется от нескольких Ом до нескольких КОм. Датчики Холла при относительно небольших размерах позволяют снять значительные мощности.
Магниточувствительные сопротивления выполняются в виде прямоугольной пластинки из полупроводникового материала с высокой подвижностью носителей, например монокристалла антимонида индия. Один из контактов охватывает монокристалл по периметру, а второй наносится по оси симметрии пластины параллельно длинной стороне. Подобная форма контактов позволяет создать электрическое поле, обеспечивающее максимальное искривление траектории носителей при наложении магнитного поля, и, следовательно, получить максимальный эффект изменения сопротивления.
Размеры пластин выбираются в зависимости от величины проходящего тока. Недостатком магнитосопротивлений является сильная зависимость параметров от температуры и относительно невысокая предельная температура (353 °К). Магниточувствительные сопротивления могут встраиваться в магнитопровод якоря двигателя, при этом на них действует поток индуктора, или иметь самостоятельную конструкцию с неподвижным магнитопроводом и вращающимся магнитом.
Магнитодиоды выполняются из германия с p-n переходом. При отсутствии магнитного поля падение напряжения на диоде в прямом направлении при номинальном значении тока составляет 0,5–1 В, при действии индукции в 1 Тл оно возрастает в 10–15 раз. При увеличении магнитного потока чувствительность возрастает по нелинейному закону и стремится к конечному значению. Чувствительность магнитодиодов значительно выше чувствительности магниторезисторов.
Недостатками магнитодиодов являются чувствительность к температуре, невысокая предельная температура и относительно большие толщины диодов, затрудняющие их размещение в рабочих зазорах машины.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.