Отстаивая идею социальной справедливости, они полагают, что общее благо людей есть традиционная христианская концепция: давать каждому свое во имя общего блага (т.е. не уравниловка, а функциональный подход: каждому свое в зависимости от его функций и в соответствии с возможностями общества, потребностями в гармоничном общем благе).
Суммируя политико-правовые ценности доктрины христианских демократов, заметим, что они:
1) отвергают и государство-попечителя, и государство-жандарма, предусматривая вмешательство государства в жизнь общества во имя блага всех слоев, групп населения;
2) выступают за постоянный диалог между всеми политическими силами и общественными институтами во имя общего блага, т.е. блага для всех. Если же противоречия между политическими субъектами носят антагонистический характер, то тогда основная ценность – благо большинства населения, социальная справедливость во имя этого большинства;
3) отвергают насилие как метод политической борьбы, но считают, что в борьбе с диктаторскими режимами возможно обращение к такому средству, как восстание. Выступая за стирание различий между классами, за недопущение безмерного обогащения господствующих в обществе классов, они заявляют, что прежде всего отстаивают интересы трудящихся, борятся за отмену привилегий капиталистов, против эгоизма и социального безразличия предпринимателей;
4) исповедуют идею демократического национализма, т.е. выступают за самоопределение наций, за обеспечение контроля над ключевыми отраслями экономики со стороны государства и отечественных предпринимателей, за развитие национальных культур и сохранения "национального лица" в науке и технологиях. Утверждая национальное право народов на самобытность, они полагают, что национальные задачи могут быть разрешимы только с учетом интересов других наций и народов, общих интересов человечества в целом. Признавая право каждой из своих партий на свободу применения общих принципов в соответствии с национальными особенностями своей страны, они отвергают национальные идеи,способствующие разжиганию ненависти и вражды между нациями и народами.
Включив в определение партий понятие "христианские", теоретики этой доктрины прежде всего имели в виду следующее: первоосновой доктрины является духовное, а не материальное начало. Речь идет о признании первичной той совокупности ценностей, которая характерна для христианского вероучения; политическая деятельность должна осуществляться методами, основанными на христианских нравственных заповедях. При этом считается, что даже 99,99% граждан любой страны не должны иметь возможности принять решение, ущемляющее права 0,01% остального населения. Словом, конституции, законы, утверждающие идеи расизма, геноцида, дискриминации, тоталитаризма являются в высшей степени несправедливыми, а абстрактные идеи "развития страны", “прогресса экономики”, “привлечения инвесторов”, “повышения конкурентности общественного хозяйства”, если не поставлены на службу личности и общему благу всего народа, нации - бессмысленны.
Идея верховенства общего блага подразумевает, что власть должна обеспечивать такое состояние общества, при котором население может распоряжаться материальными и духовными благами в соответствии со своими представлениями о справедливости и не ущемляя права личности на удовлетворение своих потребностей.
Способность гражданского общества, органов его самоуправления к совершенствованию рассматривается с позиций христианской заповеди о труде как основной ценности в обществе. Способность и этический долг личности трудиться и бороться во имя совершенствования себя и общества, во имя практического воплощения социальной доктрины католической церкви (идеи всеобщего этического долга трудиться, долга государства перед обществом и социальной солидарности). Признавая в этой связи право всех форм собственности (государственной, семейной, частной и т.д.) на существование, христианские демократы полагают, что через развитие общинной собственности (во всех ее разновидностях: артельной, кооперативной, муниципальной…) возможно разрешение классовых и социальных противоречий, сближение и солидарная деятельность людей.
Они полагают, что государство должно являться представителем гражданского общества. Поэтому оно обязано и имеет право:
оказывать поддержку всем частным лицам в достижении важных общественных целей;
вмешиваться в дела общества, координируя и контролируя деятельность индивидов, групп во имя обеспечения общего блага. В соответствии с христианскими воззрениями считается, что бездеятельность государства перед лицом неравноправия, несправедливости, дискриминации личности и социальных групп является преступлением. Государство, все политические субъекты и само гражданское общество должно, признавая естественные права личности, отстаивать, защищать права профсоюзов, семьи, учреждений культуры и других организаций гражданского общества. При этом именно государству вменяется в обязанность координировать и гармонизировать отношения между социальными группами и институтами гражданского общества. При этом самим людям, их институтам отводится не пассивная, а активная роль в общественной жизни.
В соответствии с заповедью Христа о братской любви между всеми людьми, христианские демократы отстаивают как одну из высших духовных ценностей идею социальной солидарности народов, наций и принцип международной социальной солидаpности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.