Материалы самостоятельной работы по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология», страница 2

49.  Реализация видового опыта в индивидуальном поведении

50.  Критерии инстинктивного поведения

2. Список основной и дополнительной литературы (к темам/ модулям или разделам курса и общий список)

Основная:

1.  Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. – М. 1993.

2.  Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М., 1997.

Дополнительная:

1.  Дьюсбери Д. Поведение животных. – М. 1981.

2.  Дольник В. Непослушное дитя биосферы – СПб. 2002.

3.  Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. – М. 1999.

4.  Зорина З.А., Полетаева И.И. Элементарное мышление у животных. – М. 2001.

5.  Мак-Фарленд Д. Поведение животных: психобиология, этология. – М. 1988.

6.  Хайнд Р. Поведение животных. – М. 1975.

7.  Шовен Р. Поведение животных. – М. 1972.

3. Задания для самостоятельной работы

Проведите сравнительный анализ выбранной вами (из ниже прилагаемого списка) формы поведения  у животных (млекопитающих желательно) и человека по следующей схеме:

1. Определение данной формы поведения и его основные критерии (свойства);

2. Что в данной форме поведения является врожденным (инстинктивным);
3. Когда данная форма поведения появляется в филогенезе (у какой группы животных и в связи с какими изменениями их жизнедеятельности)

4. Когда эта форма поведения проявляется впервые в онтогенезе у человека;
5. Что необходимо для запуска этой формы поведения (внутренний – гуморально-гормональный статус и внешний пусковой стимул);
6. Можно ли эту форму поведения отнести к приобретенному поведению;
7. Приспособительное значение данной формы поведения;
8. Чем по данной форме поведения человек принципиально отличается от других млекопитающих (или на кого из животных это похоже).

Внимание! Староста группы оформляет список, в котором по каждой форме поведения будет записано равное количество студентов, то есть в группе в 60 человек должно быть не больше пяти человек на одну тему! Список сдается вместе с работами. В случае большего количества работ по одной теме, чем было заявлено, все работы по данной теме получают не аттестацию!


Список форм поведения, из которого выбираете одну:

  1. Родительское поведение,
  2. Агрессивное поведение,
  3. Территориальное поведение,
  4. Поведение при ухаживании (как этап полового поведения) ,
  5. Смещенная активность ,
  6. Материнское поведение,
  7. Игровое поведение,
  8. Пищедобывательное поведение,
  9. Поведение при страхе,
  10. Отцовское поведение,
  11. Иерархическое поведение,
  12. Исследовательское поведение

4. Методические указания по выполнению и оформлению самостоятельной работы, которые включают в себя:

2.1  требования к структуре и оформлению работы,

Работа должна содержать следующие разделы: оглавление, содержание (в которых должны быть отражены восемь пунктов схемы (см. п.3)), заключение, список литературы (не менее трех источников, без использования интернет-ссылок).

В работе должен быть  дан четкий ответ на поставленный  вопрос, отраженный в теме, даны основные определения, примеры могут быть использованы из собственного жизненного опыта. 

Данная работа должна будет отразить собственное мнение автора по данной теме, основанное на материалах лекций и рекомендованных литературных источников. Объем работы – не менее 5 и не более 10 листов, 14 шрифт.

2.2   критерии оценки работы.

Работа получает аттестацию в случае выполнения всех требований, описанных в пунктах 2, 3, 4.1 .  В случае отсутствия одного из перечисленных требований, ставится не аттестация.