Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) происходил из коми, из бедной и неграмотной крестьянской семьи. Лишившись родителей в 11-летнем возрасте, постоянно работая, он закончил гимназию и СПб университет. В 1916 году стал кандидатом юридических наук по уголовному праву, а в 1922 г. достиг уровня доктора социологии. За активную работу в партии эсеров арестовывался и царским и советским правительством. Секретарь Керенского и главный редактор газеты "Воля народа". С 1919 г. - профессор СПб университета. Выехал за границу в 1922 г. Преподавал в Европе и с 1930 по 1955 г. работал завкафедрой и деканом созданного им факультета социологии в Гарвардском университете США. На Западе его считают одним из выдающихся ученых-социологов ХХ века.
Сорокин многие годы посвятил изучению проблем социальной системы и социальной целостности страны (а это проблемы и национальной и государственной безопасности) , исходя из того, что качественной характеристикой системы является "социальное взаимодействие" элементов (субъектов) системы - социальных групп и отдельных личностей - характеризующихся в свою очередь уровнем и типом культуры. Он рассматривал повторяемость и прогресс в историческом процессе как повторяемости в духовных вообще и идеологических в частности отношениях, обобщив их в единое понятие "тип культуры". Каждая "культура" как специфический тип системы культурных ценностей, идеалов (т.е. исторической ее целостности, системе) имеет в основе несколько главных "философских посылок" (представлений о природе реальности, о природе основных потребностей человека, о степени и методах их удовлетворения). В соответствии с этими посылками, их характером Сорокин вывел три основных типа культуры, (или три типа мировосприятия, три системы взглядов, представлений и идей): "чувственная" культура, в которой преобладают чувства, восприятия; "идеациональная", в которой преобладают элементы рационального мышления, и "идеалистическая" культура, в которой господствует интуитивный вид познания.
Каждый тип культуры воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре общественных отношений. Кризис современной "чувственной" культуры Сорокин связывал с развитием материализма и науки и выход из него видел в будущей победе "идеалистической" культуры. Преобладающая в данную историческую эпоху система тех или иных представлений, идеалов, истин и определяет эту эпоху. Радикальное преобразование и смена типов культуры, т.е. смена систем представлений о мире и стране, обществе и государстве, морали и праве (справедливости и честности) и т.д. всегда происходит в результате системных кризисов в группе стран,вследствие войн и революций.
Поэтому социальные группы, как он считал, имеют основания для выделения из иных социальных обществ не только по месту в системе производственных отношений (по-Марксу). Называя эти группы стратами (т.е. слоями, пластами), он использовал для их вычленения из социальной структуры присущие им представления, ценности религии, этики, науки, искусства. экономики, политики. Он полагал, что социальная действительность в каждой стране есть сложная иерархия различных социальных субъектов (страт и личностей), а взаимодействие этих субъектов (а значит и их культур) происходит в широком спектре: от конфликта, сосуществования до взаимопроникновения. Это и определяет как стабильность страны, так и динамику ее развития. И в свою очередь - как обратная связь системы - структуру и динамику социальных и культурных систем, различную степень их интегрированности - от механического сосуществования элементов до чисто духовной "логико-значимой" интеграции, которая имеет решающее значение для стабильности и прогресса страны. Согласие социальных групп в отношении смысла, содержания тех или иных представлений, идеалов, ценностей культуры (например, что есть справедливость, правда, честность, в отношениях между людьми, между гражданами и властью, что составляет достойный уровень жизни человека, что является неотъемлемыми правами каждого гражданина) является подлинной причиной и условием стабильности, социального мира в стране.
Сорокин показал и доказал, что любое общество делится на организованные социальные группы (страты), которые обладают неодинаковым статусом в обществе из-за различий в уровне культурного развития. Но это совсем не страшно, потому что без всяких революционных катаклизмов человек может поменять свой социальный статус. Все демократические страты как бы пронизаны социальными лифтами, которые осуществляют мобильность, следовательно, есть возможность изменить свой статус по горизонтали и по вертикали, прежде всего осваивая тот или иной тип или уровень культуры, повышая свое образование, самовоспитывая себя (отсюда важность доступности образования для всех слоев общества, для тех кто хочет и способен учиться). Иллюстрацией этого утверждения могла бы быть американская кинокомедия 1964 года "Моя прекрасная леди" режиссера Джорджа Кьюкора с Одри Хепбери и Рексом Харрисоном в главных ролях.
Сорокин всегда любил Россию и много думал о ней и, оценивая преобладающий в России чувственный тип культуры, в этой связи утверждал:
1. Тоталитаризм и его вечные спутники (культ личности вождя, жестокое подавление всех свобод граждан) проистекают в России и в других странах из такого людского порока, как властолюбие и всегда расцветают там, где вводят ограничения демократическим принципам, свободам и правам граждан. В условиях ограниченной демократии властолюбие правителей более опасный порок, чем их пьянство и разврат, т.к. сковывает творчество граждан, уничтожает миллионы людей и отбрасывает страну назад в духовном и экономическом плане. Опасность тоталитаризма, считал Сорокин, существует всегда и до тех пор, пока не будет законодательно установлена и укоренена в сознании граждан прямая выборность руководителей всех ступеней (от органов самоуправления до высших должностей в государстве).
2. Чтобы двигаться в этом направлении Россия должна, пусть медленно, но неуклонно развивать свою экономику, улучшать год от года жизнь простых людей, а не обрекать их тратить все силы на поиски пропитания, совершенствовать образование народа и систему социального обеспечения всех граждан, постоянно вести трудовое, нравственное и правовое воспитание молодежи. Какую бы поддержку мы, руководствуясь принципом социальной справедливости не оказывали нуждающим, следует всегда помнить о важности качественного образования и трудового воспитания молодежи как первого условия создания равных возможностей для жизненного старта представителям различных слоев общества, стимулирования у каждого надежды на лучшее индивидуальное будущее при проявлении личного трудолюбия, усердия и таланта в учебе и работе. Для России особенно важно повышать продуктивность сельского хозяйства и строительной индустрии, чтобы хорошо кормить, одевать и обеспечивать достойным жильем народ. Только тогда россияне будут верить и поддерживать власть, которая реально заботится о своем народе.
3. У руля российской власти должны находиться люди с высокой культурой и нравственностью, ибо “каков поп, таков и приход”. Если поп ворует церковные деньги, пьянствует и развратничает, то тогда по его примеру то же самое делают и прихожане. Это всегда справедливо в России и в отношении любой власти.
Являясь одним из авторов теории конвергенции – сближения ценностей народов различных стран – Питирим Сорокин утверждал, что в СССР и США нет ни одной ценности, которая бы оправдывала хотя бы в малейшей степени начало новой мировой войны между ними. Но это не значит, что такая война не может начаться. Несотря на весь прогресс, человек все еще в значительной степени остается неразумным, вспыльчивым, вредным жестоким и жадным созданием. А человеческое упрямство все еще живуче в людях, особенно в руководящих кругах любой страны.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.