Политико-правовые идеи Хаммурапи. Питирим Сорокин о роли идеалов и ценностей в истории и особенностях социальной доктрины российского государства, страница 2

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) происходил из коми, из бедной и неграмотной крестьянской семьи. Лишившись родителей в 11-летнем возрасте, постоянно работая, он закончил гимназию  и СПб университет. В 1916 году стал кандидатом юридических наук по уголовному праву, а в 1922 г. достиг уровня доктора социологии. За активную работу в партии эсеров арестовывался и царским и советским правительством. Секретарь Керенского и главный редактор газеты "Воля народа". С 1919 г. - профессор СПб университета. Выехал за границу в 1922 г. Преподавал в Европе и с 1930 по 1955 г. работал завкафедрой и деканом  созданного им факультета социологии в Гарвардском университете США. На Западе его считают одним из выдающихся ученых-социологов ХХ века.

Сорокин многие годы посвятил изучению проблем социальной системы и со­циальной целостности страны (а это проблемы и национальной и государственной безопасности) , исходя из того, что качественной характе­ристикой системы является "социальное взаимодействие" элементов (субъ­ектов) системы - социальных групп и отдельных личностей - характеризу­ющихся в свою очередь уровнем и типом культуры. Он рассматривал повторяемость и прогресс в историческом про­цессе как повторяемости в духовных вообще и идеологических в частности отношениях, обобщив их в единое понятие "тип культуры". Каждая "куль­тура" как специфический тип системы культурных ценностей, идеалов  (т.е. исторической ее це­лостности, системе) имеет в основе несколько главных "философских посылок" (представлений о природе реальности, о природе основных потребностей человека, о степени и методах их удовлетворения). В соответствии с этими посылками, их характером Сорокин вывел три основных типа культу­ры, (или три типа мировосприятия, три системы взглядов, представлений и идей): "чувственная" культура, в которой преобладают чувства, восприятия; "идеациональная", в которой преобла­дают элементы рационального мышления, и "идеалистическая" культура, в которой господствует интуитивный вид познания.

Каждый тип культуры воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре общественных отношений. Кризис современной "чувственной" культуры Сорокин связывал с развитием материализма и на­уки и выход из него видел в будущей победе "идеалистической" культуры. Преобладающая в данную историческую эпоху система тех или иных представлений, идеалов, истин и определяет эту эпоху. Радикальное пре­образование и смена типов культуры, т.е. смена систем представлений о мире и стране, обществе и государстве, морали и праве (справедливости и честности) и т.д. всегда происходит в результате систем­ных кризисов в группе стран,вследствие войн и революций.

Поэтому  социальные группы, как он считал, имеют основания для выделения из иных социальных обществ не только по месту в системе производственных отношений (по-Марксу). Называя эти группы стратами (т.е. слоями, пластами), он использовал для их вычленения из социаль­ной структуры присущие им представления, ценности религии, этики, нау­ки, искусства. экономики, политики. Он полагал, что социальная дейс­твительность в каждой стране есть сложная иерархия различных социаль­ных субъектов (страт и личностей), а взаимодействие этих субъектов (а значит и их культур) происходит в широком спектре: от конфликта, сосу­ществования до взаимопроникновения. Это и определяет как стабильность страны, так и динамику ее развития. И в свою очередь - как обратная связь системы - структуру и динамику социальных и культурных систем, различную степень их интегрированности - от механического сосуществования элементов до чисто духовной "логико-значимой" интеграции, кото­рая имеет решающее значение для стабильности и прогресса страны. Согласие социальных групп в отношении смысла, содержания тех или иных представлений, идеалов, ценностей культуры (например, что есть справедливость, правда, честность, в отношениях между людьми, между гражданами и властью, что составляет достойный уровень жизни человека, что является неотъемлемыми правами каждого гражданина) является подлин­ной причиной и условием стабильности, социального мира в стране.

Соро­кин показал и доказал, что любое общество делится на организованные социальные группы (страты), которые обладают неодинаковым статусом в обществе из-за различий в уровне культурного развития. Но это совсем не страшно, потому что без всяких революционных катаклизмов человек может поменять свой социальный статус. Все демократические страты как бы пронизаны со­циальными лифтами, которые осуществляют мобильность, следовательно, есть возмож­ность изменить свой статус по горизонтали и по вертикали, прежде всего осваивая тот или иной тип или уровень культуры, повышая свое образование, самовоспитывая себя (отсюда важность доступности образования для всех слоев общества, для тех кто хочет и способен учиться). Иллюстрацией этого ут­верждения могла бы быть американская кинокомедия 1964 года "Моя прекрасная леди" режиссера Джорджа Кьюкора с Одри Хепбери и Рексом Харрисоном в главных ролях.

Сорокин  всегда любил Россию и много думал о ней и, оценивая преобладающий в России чувственный тип культуры,  в этой связи утверждал:

1. Тоталитаризм и его вечные спутники (культ личности вождя, жестокое подавление всех свобод граждан) проистекают в России и в других странах из такого людского порока, как  властолюбие и всегда расцветают там, где вводят ограничения демократическим принципам, свободам и правам граждан. В условиях ограниченной демократии властолюбие правителей более опасный порок, чем их пьянство и разврат, т.к. сковывает творчество граждан, уничтожает миллионы людей и отбрасывает страну назад  в духовном и экономическом плане. Опасность тоталитаризма, считал Сорокин, существует всегда и до тех пор, пока не будет законодательно установлена и укоренена в сознании граждан прямая выборность руководителей всех ступеней (от органов самоуправления до высших должностей в государстве).

2. Чтобы  двигаться в этом направлении Россия должна, пусть медленно, но неуклонно развивать свою экономику, улучшать год от года жизнь простых людей, а не обрекать их тратить все силы на поиски пропитания, совершенствовать образование народа и систему социального обеспечения всех граждан, постоянно вести трудовое, нравственное и правовое воспитание молодежи. Какую бы поддержку мы, руководствуясь принципом социальной справедливости не оказывали нуждающим, следует всегда помнить о важности качественного образования и трудового воспитания молодежи как первого условия создания равных возможностей для жизненного старта представителям различных слоев общества, стимулирования у каждого надежды на лучшее индивидуальное будущее при проявлении личного трудолюбия, усердия и таланта в учебе и работе. Для России особенно важно повышать продуктивность сельского хозяйства и строительной индустрии, чтобы хорошо кормить, одевать и обеспечивать достойным жильем народ. Только тогда россияне будут верить и поддерживать власть, которая реально заботится о своем народе.

3. У  руля российской власти  должны находиться люди с высокой культурой и нравственностью, ибо “каков поп, таков и приход”. Если поп  ворует церковные деньги, пьянствует  и развратничает, то тогда по его примеру  то же самое делают и прихожане. Это всегда справедливо в России и в отношении любой власти.

Являясь одним из  авторов теории  конвергенции – сближения ценностей  народов различных стран – Питирим Сорокин утверждал, что в СССР и США нет ни одной ценности, которая бы оправдывала хотя бы в малейшей степени начало новой мировой войны между ними. Но это не значит, что такая война не может начаться. Несотря на весь прогресс, человек все еще в значительной степени остается неразумным, вспыльчивым, вредным  жестоким и жадным созданием. А человеческое упрямство все еще живуче в людях, особенно в руководящих кругах любой страны.