Самая крупная административная единица – генерал-губернаторство (г-г)(в 1850г. их 10, в основном на окраинах), затем области и губернии (их 69 штук), которые делились на 10-12 уездов каждая, потом округ, волость и город. Области по статусу = губерниям, на территории области постоянные и казачьи войска были в подчинении областных начальников глав гражданского и военного управления.
Хочу предупредить, что состояние нашей Родины было ниже всякой критики, черты: злоупотребление и взяточничество чиновников, медленное и неправильное течение дел, нищие больницы, малочисленные школы, неграмотность, пожары, неурожай, голод, нехватка $ и другая чепуха.
Основой организации местных административных органов России в 1-ой половине XIX в. продолжало оставаться Учреждение о губерниях 1775г.
Губернии и области. Генерал-губернаторы и наместники – гражданский губернатор и военный губернатор – вице-губернатор – губернские комитеты и комиссии, казенная палата, палата гос. имуществ – губернский предводитель дворянства.
Уезды. Земский суд – казначейства – уездный предводитель дворянства.
Округ. Окружные управления гос. имуществ.
Волость. Волостной голова – 2 заседателя и писарь.
Город. Шестигласные думы – городничий.
Генерал-губернаторы и наместники обладали довольно широкими полномочиями. Им подчинялись гражданские и военные губернаторы губерний, входивших в состав генерал-губернаторств и наместничеств. Они являлись *главнокомандующими войск, расквартированных в губерниях; *посылали императору донесения об управлении вверенного им края; * представляли возражения в Сенат в случае несогласия с к-л его узаконением; *учреждали опеку над дворянскими имениями; *осуществляли контроль за рассмотрением уголовных дел и приостанавливали исполнение судебных приговоров до окончательного решения их Сенатом; *охраняли с оружием в руках и сахаром в зубах гос. границы; *принимали срочные меры к установлению порядка в ЧС; *др.
Гражданский губернатор – высший административный орган в губернии. Был представителем высшей правительственной власти в губернии и должностным лицом МВД. Сложилась линейная система управления, т.е. все местные должностные лица и учреждения были распределены по соответствующим министерствам. Они *обнародовали законы, *надзирали за всеми административными учреждениями в губ. и за отправлением правосудия; *проводили в местных судах ревизии; *по ряду уголовных дел утверждали приговор; *издавали распоряжения и предписания. Гражданские губ. осуществляли руководство губ. ч/з губ. правления и губ. комитеты и комиссии.
Военные губернаторы получили большое распространение при Николае I. Кроме местной администрации и полиции им были подчинены подразделения корпуса внутренней стражи и военные учреждения, находящиеся на территории губернии.
Вице-губернатор замещал губернатора.
Губ. комитеты и комиссии были сформированы из ответственных местных чиновников. Рекрутские комитеты издавали распоряжения по проведению рекрутских наборов и следили за исполнением этих распоряжений. С помощью комиссии народного продовольствия губ. администрация осуществляла некоторые хозяйственно-административные функции. Деятельность всех комитетов и комиссий носила казенно-бюрократический характер. Порядок деятельности большинства этих учреждений был сессионный.
Казенная палата занималась финансовыми и хозяйственными вопросами в губ. Это был орган Минфина. Палата подчинялась Сенату и Минфину. Палата *наблюдала за сборами различного рода налогов; *руководила подведомственными кассами; *переводила лиц из одного сословия в другое; *выдавала всякие свидетельства; *др. Председатель палаты назначался императором и замещал губернатора, если вице-губ. не вступал в должность. Общее присутствие палаты состояло из ряда советников и асессоров и подразделялось на отделения.
Палата гос. имуществ ведала казенными землями, гос. крестьянами, лесами, «оброчными статьями». Во главе палаты стоял управляющий.
Губернский предводитель дворянства разрешал сословные дворянские дела и участвовал в управлении губерниями.
Земский суд до 1837г. назывался нижним земским судом, это был главный административный и судебно-полицейский орган в уезде. Земский суд состоял из избираемых уездным дворянством исправника и 4-х заседателей – по двое из дворян и гос. крестьян. Он *наблюдал за исполнением законов; *осуществлял деятельность по охране безопасности; *выполнял функции по общественному благоустройству; *приводил в исполнение приговоры местных судов; *надзирал за путями сообщения; *разыскивал беглых крестьян.
Казначейства были подотчетны казенной палате. Они *принимали и хранили все существующие в уездах доходы; *выдавали чиновникам жалование; *отдельным частным лицам по распоряжению местных властей оформляли паспорта и подорожные; *продавали все виды гербовой бумаги.
Уездный предводитель дворянства был председателем уездных комитетов, комиссий и присутствий. В 1860-е гг. были членами комитетов, которые разрабатывали проекты реформ.
Окружные управления гос. имуществ занимались гос. землями и крестьянами на них проживающими.
Волостной голова, 2 заседателя и писарь избирались на 3 года волостным сходом и окончательно утверждались в палате гос. имуществ. Управляли волостями и подчинялись окружным управлениям гос. имуществ.
Шестигласные думы в своем положении были низведены до хоз. канцелярии местных правительственных властей.
Городничий *приводил в исполнение приговоры местных судов; *надзирал за путями сообщения; *разыскивал беглых крестьян.
В городах прекратили свое существование городские депутатские собрания и общие думы. На благоустройства города из городских доходов отпускались ничтожные суммы.
Особенности управления окраинами Империи.
В результате внешней политики России ее территория увеличилась на 20%. Территории, вошедшие в состав России, находились на разных ступенях соц-эк. развития. В конце XVIII в. была ликвидирована самостоятельность органов местного управления, которой они располагали прежде и на них была распространена губ. реформа 1775г.
Сибирская Империя – моя Родина, моя Отчизна.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.