Гендерная детерминация системы ценностей украинской студенческой молодежи, страница 2

Ценности

Среднее

Семейное благополучие

4,73

Хорошие отношения с окружающими

4,51

Материальное благополучие

4,42

Экономическая независимость

4,42

Личная свобода

4,39

Возможность самореализации

4,39

Взаимопонимание с родителями

4,33

Личный покой

4,27

Возможность приносить пользу

4,11

Экологическая безопасность

3,95

Высокое общественное положение

3,92

Участие в общественной жизни

3,47

В таблице 1 представлены распределения ответов респондентов на вопрос «Насколько ценными являются для вас …»; в качестве ответов была представлена интервальная шкала от 1 до 5, где 1 соответствует варианту «совсем не ценно», а 5 – «очень ценно». Цветом выделены феминные ценности.

Исходя из приведенных данных, видно, что доминирующее значение для студенчества играют такие феминные ценности, как семейное благополучие и хорошие отношения с окружающими, имеющие среднее значение 4,73 и 4,51 соответственно. Далее следует блок из четырех маскулинных ценностей, главным образом, имеющих экономическую и самореализационную направленность. Визуально гендерно детерминированное распределение ценностей представлено в диаграммах 1 и 2.

Категории высокого общественного положения и участия в социальной жизни представлены одинаково низко (в сравнении с остальными ценностями), что может свидетельствовать о низком уровне социальной активности, независимо от гендерной детерминации.

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Благодаря стандартизации шкал существует возможность сравнить средние показатели для каждого блока ценностей между собой. В результате их вычисления получается следующий результат: среднее значение блока феминных ценностей составляет 4,32; блока маскулинных – 4,17.

На основании этого можно сделать вывод, что система ценностей, характерная для феминного типа культуры, более выраженна у представителей украинской студенческой молодежи. Однако различие незначительное для констатации доминирования в исследуемом сообществе данного типа культуры.

Исходя из того, что представленные ценности являются типичными для украинского общества в целом, существует вероятность выбора респондентами крайних положительных позиций большинства из них. В таком случае, с целью получения более ярко выраженной картины имеет смысл рассмотрение и анализ частотного и процентного распределения респондентов, которые при оценивании важности для них той или иной ценности отметили крайнюю позицию «Очень ценно». Для сравнительного анализа имеет смысл рассмотрение распределения ответов респондентов, которые считают указанные ценности очень ценными, ценными и не ценными для себя. Результаты распределения (в процентном отношении к общему числу респондентов)  представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровень значимости ценностей (в процентах от ответивших)

Ценности

Очень ценно

Ценно

Не ценно

Семейное благополучие

78,4

16,0

1,3

Хорошие отношения с окружающими

57,9

34,4

1,7

Экономическая независимость

53,5

35,2

2,0

Личная свобода

52,2

36,2

2,1

Возможность самореализации

51,3

37,3

1,9

Материальное благополучие

50,8

40,6

2,1

Взаимопонимание с родителями

49,3

36,6

3,8

Личный покой

46,6

35,9

4,3

Возможность приносить пользу

34,5

45,0

4,4

Экологическая безопасность

32,2

38,3

10,3

Высокое общественное положение

29,3

41,7

10,7

Участие в общественной жизни

14,9

34,7

23,3

В графе «Не ценно» объединены ответы «Не ценно» и «Совсем не ценно». Цветом выделены феминные ценности.

В результате данного распределения можно сделать вывод, аналогичный предыдущему. Максимальное число ответов «очень ценно» набрали ценности семейного благополучия (78,4%) и хороших отношений с окружающими (57%). Далее среди ценностей, оценка которых как «очень ценно» значительно превышает остальные, следуют экономическая независимость (53% опрошенных), личная свобода (52,2%) и возможность самореализации (51,3%). Ценность материального благополучия в данном случае является менее значимой, чем в общей структуре ценностей (в средних). Ценности взаимопонимания с родителями и личного покоя также являются очень ценными для большинства респондентов (49% и 46%). Графически распределения ответов респондентов относительно уровня значимости феминных и маскулинных ценностей представлены в диаграммах 3 и 4.

Диаграмма 3

Диаграмма 4

Вывод

Современное украинское студенчество (на момент 2009 года)  в большинстве своем признает наиболее значимыми такие ценности, как семейное благополучие и хорошее взаимоотношения с окружающими. Что касается гипотезы доминировании в Украине системы ценностей, которая была бы характерна для феминных культур, то нельзя в полной мере ее подтвердить. Несмотря на то, что совокупность феминных ценностей в среднем незначительно превышает ценность маскулинных (4,32 против 4,16), это не дает возможности говорить о преобладании одного из типов культур. Более высокий результат феминной группы ценностей отчасти детерминирован высокими показателями традиционных для Украины ценностей семьи и благожелательных отношений с окружающими. Типично маскулинные ценности также занимают высокие позиции. Исключение составили ценности, свидетельствующие о высокой социальной активности и борьбе за высокий социальный статус, имеющие меньшее значение в сравнении с остальными.

Таким образом, для современного студенчества характерны обе системы ценностей, почти в равной мере. Объяснением этому могут служить трансформационные процессы Украины, ее принадлежность к обществам переходящего типа. Постепенная евроинтеграция повышает значимость маскулинных (во многом совпадающих с капиталистическими) ценностей, в то время как традиционные модели по прежнему имеют сильное влияние. Имеет смысл проследить динамику исследуемого явления, с целью выяснить перспективы дальнейшей трансформации системы ценностей на предмет ее гендерной детерминированности.


Литература

1. Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. - Минск: Пропилеи, 2000. «Русские. Коммуникативное поведение»

2. Дружинин В. Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов., СПб.: Питер, 2001. - 656 с. 

3. Здравомыслова Е.А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России. Материалы Первой Рос. лет. шк. по жен. и генд. иссед. «Валдай –96». - М., 1997. - С. 84-89.

4. Ильиных С.А. Гендерная проблематика: понятия, интерпретация данных и эвристические возможности корреляционного анализа, доступно на http://www.sworld.com.ua/

5. Конева А. «Критерии Хофстеда»: культура имеет значение. Международный журнал исследований культуры №1 (1), СПб., 2010

6. Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение. 3-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 328 с.