Кластерный анализ - торговля технологиями с зарубежными странами, страница 4

В принципе для целей наглядности настоящую таблицу можно представить графически:

Евклидовы расстояния между полученными кластерами представлены в виде следующей таблицы:

Таблица 5 - Евклидовы расстояния между кластерами

Номер кластера

Кластер
№1

Кластер
 №2

Кластер
№3

Кластер №1

0,000000

3,821544

1,917630

Кластер №2

1,954877

0,000000

9,082294

Кластер №3

1,384785

3,013684

0,000000

И, наконец, группировка зарубежных стран в соответствии с показателем торговли технологиями на основе двувходового объединения может быть представлена следующим образом:

Таким образом, на основе кластеризации данных о торговле технологиями с зарубежными странами имеет смысл сформулировать следующие выводы:

  • Основными торговыми партнерами России в рамках рассматриваемой сферы ведения выступают США, Нидерланды, Швейцария, Германия, Финляндия, Великобритания, Украина и Казахстан. Промежуточное значение занимают Беларусь, Япония, Республика Корея, Италия, Швеция, Чехия, Франция, Норвегия, Бельгия, Канада, Дания, Австрия, Польша и Узбекистан;
  • Основную группу потребителей российских производственных технологий составляют Нидерланды, США, Казахстан, Германия, Украина и Великобритания. Промежуточное значение занимают Республика Корея, Финляндия, Япония, Беларусь, Италия, Чехия, Франция, Норвегия, Бельгия, а также Узбекистан;
  • Основную группу стран-импортеров производственных технологий в Россию составляют Швейцария, США, Германия, Финляндия, Великобритания, Украина и Нидерланды. Промежуточное значение занимают Италия, Япония, Канада, Швеция, Франция, Чехия, Дания и Австрия.

Руководствуясь полученной информацией, органы государственной власти и управления имеют возможность разработать действенную технологическую торговую политику в отношении зарубежных стран в зависимости от уровня их приоритетности. Более того, сопоставление величины годового поступления средств по экспорту (10937,8 млн. руб.) с показателем годового объема платежей средств по импорту технологий (23588,6 млн. руб.) позволяет говорить о значительном (более чем в 2 раза) превышении величины импорта. Фактически настоящая ситуация характеризует  неэффективность сложившейся системы управления технологической торговой политикой в нашей стране. В свою очередь это требует принятия ряда приоритетных управленческих решений, направленных на обеспечение повышения результативности управления экспортными и импортными потоками. В конечном итоге необходимо стремиться к превалированию экспорта производственных технологий в структуре соответствующего торгового баланса, завоеванию новых сегментов международного инновационного рынка. Ключ к достижению указанной цели лежит в организации производства конкурентоспособной продукции.