1 - вход рабочего воздуха;
2 - теплообменник, обогреваемый теплом выхлопных газов;
3 - распределительный трубопровод ПОС;
4 - клапан;
5 - заслонка регулятора;
6- реактивный выхлоп
Рис 1.6 Принципиальная схема воздушно-тепловой противообледенительной системы:
1 - противообледенитель крыла;
2, 7 -запорный кран;
3 - клапан регулятора температуры воздуха;
4 - ограничитель расхода;
5 - обратный клапан;
6- компрессор;
8, 9 - противообледенитель стабилизатора и киля;
10 - температурный компенсатор
На рис 1.6 приведена типовая принципиальная схема воздушно-тепловой противообледенительной системы, второй используется горячий воздух, отбираемый от компрессоров двигателей. Для понижения температуры воздуха в данной системе воздух отбирается одновременно от низконапорных и высоконапорных ступеней компрессоров. Температуру регулируют регуляторами с клапанами 3 изменением подачи воздуха от ступеней высокого давления каждой пары двигателей. Для ограничения расхода воздуха от двигателей используют ограничители расхода воздуха 4. В этой же части системы установлены обратные клапаны, предотвращающие перетекание горячего воздуха при отказе одного из двигателей. Горячий воздух через трубопроводы подводят к рабочим частям-противообледенителям крыла и хвостового оперения, которые включаются запорными кранами 2, 7. В качестве запорных клапанов могут быть применены электропневмокраны. Отработанный воздух выходит через специальные жалюзи, расположенные или на обшивке вдоль лонжерона или в консольных частях несущих поверхностей.
Системы подачи воздуха от каждой пары двигателей вместе со, своими агрегатами автоматического регулирования функционируют отдельно друг от друга, воздух подается в один общий трубопровод, находящийся в фюзеляже. Таким образом, благодаря кольцеванию при выходе из строя двигателя или двух двигателей воздух к противообледенителям подается другими двигателями.
Температура горячего воздуха на входе в рабочие части противообледенителей по соображениям прочности не должна превышать
200-230 0С. Для дюралевых сплавов обычно допускается не более 180-200 0С. Для понижения температуры воздуха отбираемого от компрессоров газотурбинных двигателей наряду с рассмотренным вариантом (одновременный отбор воздуха от низконапорных и высоконапорных ступеней компрессоров) может применяться эжектирование, когда к горячему воздуху, отбираемому от одной из ступеней компрессоров, подмешивается атмосферный воздух.
Необходимо отметить, что использование компрессоров газотурбинных двигателей как источников горячего воздуха, несмотря на широкое распространение этого способа как наиболее простого решения, так или иначе влияет на летные качества летательного аппарата. При этом или уменьшается скороподъемность, или масса летательного аппарата. Теоретически расходуемая мощность пропорциональна процентному уменьшению расхода воздуха через турбину. Для противообледенительных систем и других нужд от компрессора ТРД может быть отобрано до 12% общего расхода воздуха через двигатель. Более чувствителен к отбору воздуха является ТВРД, для которого расход воздуха для систем не должен превышать примерно 7%. Самым чувствительным к отбору воздуха является ТВД, у которого при этом теряется 2-3% мощности или тяги на каждый процент отбираемого воздуха, поэтому приходится ограничиваться всего 5% от общего расхода воздуха через компрессор. Уменьшение тяги приводит к уменьшению взлетной массы.
В свою очередь эффективность воздушно-тепловых ПОС, питаемых горячим воздухом, отбираемым от компрессоров двигателей, зависит от режима работы двигателей. По сравнению с противообледенительными системами с непосредственным отбором горячего воздуха от компрессоров двигателей системы, в которых применяются эжекторы и основная часть воздуха берется из атмосферы, имеют преимущество.
Наряду с использованием компрессоров, как основных источников горячего воздуха, получили распространение теплообменники, в которых воздух, поступающий из атмосферы через специальные воздухозаборники, нагревается теплом выхлопных газов. Подача холодного воздуха, и выхлопных газов к теплообменнику регулируется двумя заслонками, причем заслонка заборника выхлопных газов не может открываться да тех пор, пака полностью не будет открыта заслонка заборника воздуха. Положение заслонки заборника выхлопных газов автоматически регулируется в зависимости от температуры рабочего воздуха. Для предотвращения возможности включения ,системы в наземных условиях, что может привести к перегреву конструкции, управление механизмам регулирования положения заслонки выхлопных газов, блокировано с устройством обжатия стаек шасси.
Выхлопные газы отбираются после турбины с температурой 5000С и выше, поэтому теплообменник в основной своей задаче выполняется из жаропрочной стали. В данном способе получения горячего воздуха для противообледенительных систем очевидно влияние на тягу двигателей будет значительно меньше.
Широкому использованию выхлопных газов авиационных двигателей для непосредственного обогрева защищаемой поверхности препятствует их высокая температура и загрязненность продуктами сгорания. В случаях их использования применяются специальные газовые смесители, в которых к части выхлопных газов подмешивается атмосферный воздух. Регулирование температуры смеси обеспечивается дросселированием атмосферного воздуха.
В зависимости от схемы распределения рабочего воздуха и, соответственно, от конструктивной схемы канала, в рабочей части противообледенители системы подразделяют на:
· противообледенительные системы с продольными рабочими каналами,
· противообледенительные системы с поперечными рабочими каналами.
1.4.2 Электротепловые ПОС постоянного действия
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.