Описание основных технологических процессов сооружения тоннеля, страница 3

L^= (3...6)Н^ - длина заходки, м; /.^ (^-/^)( 1,15... 1,35) - длина '-W.

скв 'заб'

заряда ВВ, м; 1^ = (Я + /цер)/810 а — длина скважины, м;

длина забойки, м; /^== (0,3...0,4)Н^ - глубина перебура, м; у^ -линейная масса ВВ в контурных зарядах, кг/м (принимать для крепких невыветрелых грунтов у^ == 0,4.. .0,6 кг/м; для грунтов средней крепости

- 0,3...0,4 кг/м; для слабых грунтов - 0,2...0,3 кг/м); w= 0,9... 1,1

— коэффициент сближения скважин.

16

Таблица 3.6

Формулы для расчета параметров БВР нижнего уступа

Удельный расход ВВ, кг/м3:

          (3.4).

3.1.5. Паспорт БВР. В проекте разрабатывается упрощенный паспорт БВР, включающий схему расположения шпуров в трех проекциях, конструкции зарядов ВВ и таблицы показателей взрывания забоя (см. рис. 3.2 и 3.3). Схему приводят на 3-м листе чертежей, таблицы — в пояснительной записке.

3.2. Погрузка и транспорт грунта

Погрузка грунта, как и бурение шпуров, в значительной степени влияет на продолжительность проходческого цикла. Обычно ее производят после взрывания забоя и приведения его в безопасное состояние [8].

Принимаемые в проекте породопогрузочные машины (прил. 7 и 8) должны обеспечивать уборку грунта в минимальные сроки с минимальной трудоемкостью. В забое устанавливают, как правило, одну машину; в выработках большого пролета могут одновременно работать две маши­ны. В выработках пролетом более 6,0 м целесообразно применять погрузочные машины на гусеничном или пневмоколесном ходу, имею­щие неограниченный фронт погрузки.

Основной недостаток ковшовых погрузочных машин — цикличный характер работы. Поэтому рекомендуется применять погрузочные машины с нагребающими лапами типа ПНБ-3, лишенные этого недостатка и имеющие высокую производительность и маневренность. Экскаваторы рекомендуется применять при проходке выработок пролетом и высотой не

менее 10 м(прил.9).

При проходке с применением БВР используют обычные породопогру­зочные машины. В более слабых грунтах (f < 4.. .5) возможно применение проходческих комбайнов, осуществляющих одновременно разработку и погрузку грунта (см. [4, с. 157-158]).

Для транспорта грунта широкое применение находят автосамосвалы, оборудованные газонейтрализаторами. В этом случае отпадает необходи­мость в наращивании и содержании рельсовых откатных путей, уменьша­ется травматизм. Техническая характеристика самосвалов приведена в прил. 10. Автотранспорт целесообразно применять при удаленности забоев от порталов, вентиляционных шахт или скважин до 2...2,5 км.

В тоннелях большой протяженности применение автотранспорта сдер­живается затрудненными условиями вентиляции выработок. В этих случаях используют рельсовый транспорт (прил. 11 и 12).

В верхнем уступе рекомендуется применять транспортные средства, обеспечивающие перевалку грунта в забой нижнего уступа. К ним относятся ленточные перегружатели и самоходные вагоны (см. прил. 12 и 13).

3.3. Установка временной крепи

В курсовом проекте рекомендуется применять временную крепь из анкеров, набрызгбетона, металлических арок, в том числе с "черновым бетоном" или с дощатой затяжкой.

Анкерную крепь применяют при проходке тоннелей в скальных и полу скальных грунтах, устойчивых и средней устойчивости» с коэффици­ентом крепости ^ > 4 [2, с. 110-117; 3,с. 261-270]. В более слабых грунтах анкерную крепь применяют совместно с набрызгбетоном или с металличес­кой арочной крепью.

Металлическую арочную крепь применяют в сложных инженерно-геологических условиях, при коэффициенте крепости f < 4. Она представ­ляет собой систему арок из двутавров или специальных профилей, соединенных распорками и тяжами для обеспечения продольной устойчи­вости [2, с. 109; 4, с. 294-295].

Набрызгбетон служит для быстрого закрепления горных выработок в грунтах с коэффициентом крепости f> 4, а в сочетании с анкерной и арочной крепью — и в более слабых грунтах [2, с. 117; 4, с. 297-298; 5, с. 329-334].

Принятые для данной выработки способы крепления, конструкция крепи и последовательность работ по ее установке определяются паспор­том крепления, составляемым в соответствии с инструкцией, приведенной в [8]. Паспорт должен содержать: поперечный и продольный разрезы в масштабе 1:50 с указанием конфигурации и размеров крепи и ее узлов, длину заходки, допустимое отставание крепи от забоя, расположение откаточных путей, размеры зазоров между крепью и транспортным и проходческим оборудованием, размеры водоотводной канавки; план выработки- В пояснениях к паспорту описывают способ установки крепи и приводят обосновывающие расчеты крепи на прочность.

18

При выполнении курсового проекта допускается не приводить от­дельно чертежи крепи, а использовать для этой цели технологическую схему и относящееся к ней поперечное сечение. Пояснения к паспорту и расчеты должны быть приведены в пояснительной записке-

3.4. Возведение обделки

В курсовом проекте должен быть проработан раздел по возведению монолитной бетонной обделки, в необходимых случаях с арматурой. Следует выбрать схему организации бетонных работ (параллельную или последовательную); определить расстояние от забоя до фронта бетонных работ, выбрать тин инвентарной опалубки (сборно-разборная, переставная или передвижная самоходная), число секций, комплект машин и оборудо­вания, обеспечивающих переработку за 1 ч 10-15 м3 бетонной смеси. Решения по перечисленным вопросам должны быть отражены на техно­логической схеме и в пояснительной записке к проекту.