Контрольные вопросы и задачи к экзамену по дисциплине "Искусственные сооружения", страница 3

•  1. Геологические условия заложения тоннеля      (рельеф, геологическое строение, свойства грунтов);

•  2. Гидрогеологические условия ( водоносный горизонт, водоупорные слои, фильтрационные свойства, ожидаемые водопритоки и напоры, химичес-кий состав, степень агрессивности подземных вод);

•  3. Геологические процессы, (сейсмические условия, эрозия, оползни, выветривание и т.д.);

•  4. Температурные условия, наличие вечной и сезонной мерзлоты;

•  5. Газоносность грунтов и т.д.

•  Особое внимание уделяется зонам повышенной трещиноватости, тектоническим зонам и т.д.

•  «Зона подземного сооружения»: толща на 30-40 м выше и на 8-10 м ниже тоннеля.

•  15. Методы И-Г изысканий

•  Сбор и обобщение материалов предыдущих изысканий;

•  Осмотр местности и естественных обнажений массива и существующих выработок;

•  Топографическая съемка местности (маршрутная, аэрофотосъемка, съемка из космоса);

•  Геофизические исследования;

•  Бурение скважин;

•  Проходка разведочных горных выработок;

•  Отбор образцов;

•  Пробные откачки воды из скважины с замерами уровней и количества откаченной воды;

•  Полевые и лабораторные опытные работы;

•  16. Геофизические исследования

•  Геофизические исследования дополняют результаты буровых работ.

•  Они основаны на измерении удельных электри-ческих сопротивлений грунтов, скорости прохож-дения звуковых волн и других физических свойств, результаты измерений связывают с прочностью (плотностью) грунтов.

•  По этим данным определяются границы раздела грунтов различной прочности, наличие мерзлоты, обводнённости, карстов и т.д.

•  17. Прочность и крепость грунтов в массиве

•  Классификация по прочности (на сжатие):

•  1) очень прочные: Rс>120 МПа

•  2) прочные: от 120 до 50 МПа  

•  3) Ср. прочности: от 50 до 15 МПа

•  4) малопрочные: от 15 до 5 МПа

•  Сдвиговые х-ки: сцеплен. С и угол вн. трения f

•  18. Паспорта прочности грунтов

•  паспорт прочности грунта, как огибающую или касательную к кругам Мора

•  Ris_5-1 

• 

•  19. Классификация грунтов по крепости.

•  По этой классификации все грунты делятся на 10 категорий (I…X),                   с    f = 0,1…20.

•  В основу классификации положен коэффициент крепости f (безразмерная величина), который приближенно равен одной десятой доли предела прочности скального грунта на сжатие:

•  f = 0.1Rс  

•  20. Гипотеза общих деформаций:

•  совместные деформации конструкции и окружающей среды под действием гравитационных сил

•  В основе Теория упругости. (обобщенный модуль упругости  Ео , коэф-т попер. деф. (ню))

•  21. Гипотеза местных деформаций: рассматривает деформации конструкции под действием активных сил и упругих реакций (коэфф. постели):

                                                         = =

•  21. Реологические свойства грунтов.

•  Характеризуют деформируемость грунта под нагрузкой во времени:

•  ползучесть -способность к деформациям под постоянной нагрузкой во времени.

•  релаксация напряжений- способность снижать напряжения при фиксированной деформации во времени.

•  22. Классификация грунтов по устойчивости в выработках

•  Устойчивость – способность грунта сохранять форму выработки без отслоений, вывалов, обрушений

•  устойчивые– крепкие скальные (f >5) , нетрещиноватые или малотрещиноватые, с благоприятным залеганием трещин.

•  средней устойчивости – грунты средней крепости (f=2…5) с благоприятным залеганием трещин.

•  слабой устойчивости – слабые скальные (f=1…2), трещиноватые, с неблагоприятным расположением трещин, с капежом и струйными течами. Характерно быстрое отслаивание и вывалы отдельных глыб.

•  совершенно неустойчивые– слабые нескальные   (f= 3…1), сильно трещиноватые или раздробленные, несвязные, водонасыщенные. Проходка без специальных способов невозможна!

•  23. Неблагоприятные воздействия подземных вод:

•  -внезапные прорывы,

•  -размыв грунта,

•  -ухудшение устойчивости,

•  -затопление выработки,

•  -обводнение и наледи при эксплуатации,

•   -агрессивное воздействие на конструкции.

•  24. Подземные газы

•  В атмосфере выработок подземные газы представляют опасность для здоровья работающих.

•  СО2 (углекислый) -  допуск. 0,5% по объему ( в вулканических районах).

•  СН4 (метан)  - в районах залегания угля и нефти. Опасны при концентрации 5 – 16% (по объему) («гремучая смесь»). Контроль – химический анализ.

•  Н2S(сероводород) – ядовит, легко определяется по запаху.

•  Способы борьбы: проветривание выработок, «газовый режим».

• 

• 

•  25. Комплекс сооружений транспортного тоннеля

•  собственно тоннель (или 2 параллельных тоннеля);

•  порталы;

•  ниши и путевые камеры;

•  камеры спец.  назначения (п/пож., эвакуционные, дренажные);

•  дренажные и водоотводные устройства;

•  сервисные штольни;

•  сооружения для размещения вент. устройств (вент. здания, киоски, стволы, вент. тоннели и коллекторы);

•  противолавинные, противообвальные защитные сооружения.

• 

•  24. Материалы конструкций тоннелей

•  Состав бетона (200-350 кг Цемента; ~0,8 м3 Щебня; ~ 0,4 м3 Песка; В/Ц 0,5 – 0,6)

•  а) - Класс по прочности на сжатие должен быть  не ниже:  В 30 – для сборной ж.б. обделки;                 В25 – монолитной ж.б. обделки;                          В15 – монол. бет. и н/б обделки, порталов, внутренних монолитных ж.б. конструкций.

•  б) Плотность: тяжелый бетон плотный  Д = 2200 – 2500 кг/ м3

•  в)  Марки по морозостойкости (F) и водонепроницаемости (W) (для бетона)

•  Арматура рабочая: стержневая, Ø 10 мм и более (для обделок) классы А-II, III, IV.

•  Арматура конструктивная – класса А-I.

•  Чугун – для обделок из чугунных тюбингов. Марки чугуна СЧ-21, СЧ-28 серый; модифицированный и высокопрочный.

• 

•  Важные замечания!

•  В СНиП 32-04-97 указано, что при разнонаправленном движении служебные проходы должны быть с обеих сторон тоннеля. Это значит, что для тоннелей IIIIY категории вместо «З» тоже надо откладывать «П», т.е. принимать контур как для II категории.

•  СНиП 32-04-97 исходит из того, что в адт  могут устраиваться остановочные полосы. Это значит, что размер Г должен быть увеличен на 2500 мм.

•  Если такие полосы отсутствуют, необходимо предусмотреть местные уширения через каждые 750 м с площадками для аварийной остановки транспорта ;

•   При двустороннем движении площадки  располагаются, с каждый стороны тоннеля, а размер Г увеличивают в на 2750 мм в местах площадок.

•