Специфические требования предъявляются к электрооборудованию, системам кондиционирования воздуха и другим устройствам вагона [9, 20].
На основе предпроектных исследований, проведенных ВНИИВ и ВНИИЖТ, разработаны технические требования к вагонам локомотивной тяги для скоростей движения до 55 м/с.
Таким образом следует проводить дальнейшие разработки конструкций рельсового подвижного состава для скоростей движения 55—83 м/с (200—300 км/ч). Необходимо также проводить научно-исследовательские работы по высокоскоростному пассажирскому транспорту с системой магнитного подвешивания.
11.Цели и методы проведения экспериментальных исследований.
Сложность конструкции вагона и многообразие эксплуатационных нагрузок обусловливают приближенное определение отдельных размеров деталей и характеристик вагона. Некоторые элементы вагона вообще не рас считываются, а их форма и размеры определяются опытным путем.
Чтобы создать рациональную конструкцию, необходимо сочетать теоретические расчеты с экспериментальными исследованиями, широко используя при этом опыт эксплуатации подобных вагонов. Этот опыт, однако, не может заменить специальных испытаний. В эксплуатации обычно выявляются только места с недостаточной прочностью, излишне прочные узлы остаются незамеченными. Элементы вагона, имеющие недостаточную долговечность, как правило, обнаруживаются не сразу, а по истечении некоторого времени эксплуатации, когда появляются трещины и разрушения от усталости или других причин, причем такие разрушения могут иметь массовый характер. Поэтому важно подвергнуть вагон или его элементы специальным испытаниям, которые позволили бы заранее за сравнительно короткий срок установить фактическую прочность и долговечность различных частей вагона, оценить его динамические качества.
В зависимости от задач такого рода и их особенностей обычноразличают:
испытания вагонных конструкций на прочность;
испытания для оценки динамических качеств вагонов и их воздействия на путь;
испытание надежности конструкции вагона и его элементов.
Целями испытаний конструкций на прочность являются:
оценка точности теоретических расчетов;
определение фактической прочности конструкции при различных нагрузках без определения количественных характеристик надежности;
оценка рациональности данной конструкции с точки зрения ее напряженного состояния и определение путей ее усовершенствования.
Экспериментальные исследования динамических качеств вагона необходимы для:
определения величины и характера распределения динамических усилий и ускорений, действующих на вагоны и железнодорожный путь в эксплуатации;
оценки методов снижения динамических нагрузок;
оценки устойчивости вагона от схода с рельсов и опрокидывания, а также оценки плавности хода;
опенки точности динамических расчетов. Особенности динамических испытаний рассматриваются в курсе «Динамика вагона» [12].
Испытание надежности вагонных конструкций имеет целью:
определение численных значений показателей надежности;
установление закономерностей появления отказов во времени;
определение практических способов повышения надежности.
Вероятностные принципы определения показателей надежности требуют проведения испытаний достаточно большого числа однотипных изделий до утраты ими работоспособности, поэтому здесь особенно важно применять ускоренные методы.
При испытаниях для оценки прочности, надежности и динамических качеств вагонов измеряют силы, деформации, перемещения, напряжения и ускорения в элементах конструкции.
Степень подробности испытаний зависит от того, на каком этапе создания вагонной конструкции они выполняются. Наиболее полно выполняют научно-исследовательские испытания и испытания образцов новой техники и менее полно — контрольные приемо-сдаточные испытания (ГОСТ 14232—69 и ГОСТ 15050—69).
Ценность любых испытаний во многом зависит от правильно разработанной методики, в которой должны быть определены и обоснованы:
цель испытания;
способ подготовки объекта испытаний;
режимы нагрузок и порядок испытаний;
способы приложения экспериментальных нагрузок и необходимое для этого оборудование;
измерительные приборы для каждого этапа испытаний;
порядок и места установки приборов;
методы обработки результатов испытаний.
Статические испытания на прочность:
цель испытания вытекает из общих задач исследования, но в зависимости от вида испытания она формулируется применительно к данному объекту с учетом фактических требований и возможностей постановки эксперимента. Например, основной задачей может явиться всестороннее исследование новой конструкции вагона или изучение прочности только его отдельных элементов в связи с частичным изменением конструкции. При испытаниях на статическую нагрузку можно подробно оценить напряженное состояние конструкции.
Результаты статических испытаний позволяют проверить правильность основных расчетов на прочность.
Испытания прочности вагонов на удар через автосцепку в соответствии с возможным характером повреждения вагонной конструкции от ударных нагрузок можно разделить на две категории:
испытание на единичные удары (соударение вагонов);
испытание на многократное действие повторных ударов (на усталость).
Вибрационные испытания, необходимые для определения усталостной прочности (долговечности) вагонов и их элементов, проводят на специальных стендах для получения абсолютных или сравнительных данных. В первом случае конструкция подвергается действию вибрационных нагрузок, эквивалентных по повреждающему действию всем эксплуатационным нагрузкам, обусловленным колебаниями обрессоренных частей вагона; во втором случае режим опытных нагрузок обычно применяется форсированным, но при условии сохранения физической природы разрушения. При сравнительных испытаниях в равных условиях проверяют два изделия или больше и сопоставляют их долговечность. Целесообразно сравнивать новую конструкцию с серийной, хорошо за-рекомендовавшей себя в эксплуатации.
Полноценные испытания прочности, динамики, надежности вагонов и их элементов практически невозможно выполнить без использования методов математической статистики и теории вероятностей. Даже для оценки точности простейших статических испытаний, как правило, требуется применение статистической теории ошибок.
При экспериментальном исследовании методы математической статистики применяются для решения следующих задач:
оценки степени точности измерений;
определения статистических закономерностей распределения измеряемых величин, имеющих вероятностную природу '(динамические напряжения, силы, деформации, ускорения, время работы до отказа и т.д.);
определения показателей надежности по результатам испытаний;
при планировании и проведении многофакторных экспериментов.
В научно-исследовательских лабораториях ВНИИЖТ, ВНИИВ, МИИТ, БИТМ и других организаций накоплен обширный опыт по проведению испытаний вагонов. Однако дальнейшее развитие экспериментальных исследований является важней задачей, особенно в направлении усовершенствования методики испытаний на надежность с использованием новейшего оборудования и специальных стендов.
Большое значение имеет применение новых принципов планирования многофакторных экспериментов. Эти эксперименты позволяют одновременно оценить влияние различных факторов на исследуемые характеристики вагона и получить математическую модель процесса.
Использованная литература
1. Вагоны. Конструкция, теория и расчет. Под редакцией Л.А. Шадура.
2. Лукин В.В., Шадур А.А., Катуранов В.В. и др. Конструирование и расчет вагонов.- М.: Издательство УМК МПС РОССИИ, 2000.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.