Статистика дефектов колесных пар (Раздел дипломной работы), страница 2

Неисправностью в классификации называется состояние колесной пары, при котором один или несколько параметров ее не соответствуют установленным требованиям. В неисправное состояние колесная пара переходит из-за отказа, под которым понимается событие, приводящее колесную пару к полной или частичной утрате работоспособности.

Под дефектом понимается какое-либо нарушение исправного состояния колесной пары в результате износа, повреждения, поломки. Обнаруживаемые при эксплуатации и ремонте дефекты по характеру и величине условно могут быть разделены на допустимые и недопустимые. К допустимым относятся дефекты, при которых разрешается эксплуатация колесных пар, к недопустимым – дефекты, которые приводят к отказу. При наступлении отказа колесную пару либо восстанавливают при ремонте, либо исключают из инвентаря. В классификации в основном отражены недопустимые дефекты, а из допустимых в нее включены такие, которые порождают недопустимые дефекты или часто сопутствуют им и затрудняют процесс восстановления колесных пар, например подкаленные места («белые пятна») на поверхности катания колес, которые часто бывают вместе с предельным прокатом.

Классификация содержит несколько уровней, отличающихся друг от друга по степени общности. Верхний (первый) уровень образует классы, второй  группы, входящие в состав классов, третий – типы внутри групп, четвертый – подгруппы, входящие в состав типов, и пятый – виды конкретных дефектов.

Класс объединяет дефекты по общему признаку, характеризующему главные свойства и причинно-следственные связи их появления. В классификации содержится пять классов: 1 - предельный износ, 2 - повреждение, 3 - нарушение сплошности металла, 4 - разрушение и 5 - нарушение геометрического параметра.

В группу включены дефекты, имеющие определенную общность происхождения или расположения на колесной паре. Первый класс содержит две группы предельного износа: круговой и локальный (местный), второй класс – две группы повреждений: термомеханические и механические,третий класс - две группы нарушения сплошности металла: эксплуатационное (усталостное) и технологическое (металлургическое), четвертый и пятый классы не имеют групп.

Тип объединяет подгруппы или виды дефектов по какому-либо признаку их обобщенной разновидности. Например, в первом классе, группа кругового предельного износа разделяется на два типа: равномерный и неравномерный, во втором классе группа механического повреждения имеет также два типа: нарушение сборки и пластическая деформация металла, в третьем классе первая группа нарушения сплошности материала имеет один тип – поперечные трещины, а вторая группа этого класса – три типа: трещины, раковины, плены, волосовины, расслоения, неметаллические включения. В четвертый класс входит три типа разрушений: выкрашивание, откол, излом, пятый класс включает два типа: нарушение размера и нарушение отклонений формы и расположения поверхностей.

Подгруппа указывает на общую привязку местонахождения отдельных видов дефектов на колесной паре. Не каждый класс имеет подгруппы дефектов. В настоящей классификации подгруппы содержатся в первом и в третьем классах. В первом классе имеется две подгруппы кругового неравномерного предельного износа: по профилю и по круговому периметру. В третьем классе имеется две подгруппы поперечных трещин эксплуатационного происхождения: в ободе колеса и оси.

Классификация по принятой схеме может быть расширена и дополнена. При появлении новых видов дефектов она позволяет определить их место в установленной иерархической структуре, не нарушая целостности общей системы.

Как известно, многие виды дефектов взаимосвязаны друг с другом, некоторые из них являются причиной появления и развития других, например, износ и связанное с ним многократное восстановление колесных пар при ремонте. В дальнейшем это приводит к нарушению установленных нормами размеров формы и взаимного расположения поверхностей, к нарушению сплошности материала (из-за возникновения микротрещин) и в конце концов к последней стадии развития дефектов – разрушению.

Как показывает практика, колесные пары имеют от одного до нескольких видов дефектов одновременно. Поэтому необходимо учитывать степень влияния каждого из них на безопасность движения подвижного состава. Так, например, для безопасности движения наибольшую угрозу создают трещины, особенно поперечные в осях и в ободе колес, сдвиги колес на оси и изломы колес и осей.

3.2 Обработка статистических данных по дефектам колесных пар

Таблица 3.1 – Статистика по дефектам колесных пар в период с 1997 – 2000гг.

Месяц

1997

1998

1999

2000

№ дефекта

Количество

Количество

Количество

Количество

1

2

3

4

5

6

Январь

10

225

83

130

73

11

23

39

18

34

13

10

41

6

4

14

137

55

95

155

15

81

104

2

5

16

4

38

102

90

17

21

54

19

17

20

107

69

72

244

21

15

11

9

0

22

103

80

19

41

брак

98

88

36

27

без ремонта

143

214

125

97

Февраль

10

260

187

152

55

11

34

55

34

31

13

18

19

25

3

14

122

34

118

153

15

72

84

5

4

16

3

34

145

78

17

7

47

43

58

20

78

57

53

25

21

7

2

2

2

Продолжение таблицы 3.1