Слесари по ремонту электрооборудования должны иметь профессиональную подготовку, соответствующую характеру работы и получившие соответствующий документ с указанием группы допуска к работе с напряжением до 1000В и свыше 1000В. Слесарь по ремонту электрооборудования пассажирских вагонов должен знать и точно выполнять правила техники безопасности при обслуживании и ремонте вагонов с целью обеспечения личной безопасности, а также безопасности других членов коллектива.
При ремонте электрооборудования пассажирских вагонов наиболее опасными в части поражения электрическим током являются работы по испытанию на электрическую прочность изоляции якорей генераторов, подвагонной магистрали, аппаратов электрического отопления.
Разрешается работать только исправным рабочим инструментом: рукоятки кусачек и плоскогубцев должны иметь защитную изоляцию, рабочая часть отвертки должна быть правильно заточена, а ручка прочно насажена и изолирована, гаечные ключи должны быть исправны и соответствовать размеру гаек, не иметь трещин, раковин; кулачковые ключи должны иметь несработанную насечку; молоток, зубило, бородок и другой ударный инструмент не должны иметь раковин, выбоин, наклепа, трещин. Исправный инструмент и приспособления слесарь хранит в переносном инструментальном ящике. Неисправный инструмент должен быть заменен на исправный.
Обо всех обнаруженных неисправностях и недостатках сообщить мастеру (бригадиру) и не приступать к работе до их устранения.
При работе в вагоне прежде всего проверяют состояние рабочего места, освобождают рабочую зону от посторонних предметов. При этом запрещается перебрасывать предметы и детали через проходы , проезды, выбрасывать их в оконные или дверные проемы вагона на междупутье. Посторонние предметы убирают также с полок и из ниш. Проверяют закрепление потолочных люков, спальных и багажных полок, надоконных щитков и т.д. Потолочные люки закрывают трехгранным ключом на замок. Прежде чем приступить к ремонту электрооборудования необходимо соответствующим прибором (вольтметром, индикатором, нагрузочной вилкой) убедиться в отсутствии напряжения. Все плавкие предохранители ремонтируемого оборудования необходимо изъять, а автоматические- отключить. На ремонтные узлы должна быть повешена табличка «Не включать. Работают люди».
Прежде чем приступить к проверке технического состояния электрических приборов и аппаратов, расположенных под кузовом вагона, необходимо убедиться в том, что цепи высокого и низкого напряжения обесточены.
Измерение сопротивления изоляции электроустановки независимо от величины рабочего напряжения должно производиться только тогда, когда эта часть электроустановки полностью обесточена. Работник, производящий измерение меггаометром, должен сам убедиться в выполнении этого требования и подготовки рабочего места.
Провода, служащие для подключения прибора к токоведущим частям, должны иметь исправную изоляцию и изолирующие рукоятки.
При осмотре подвагонного генератора в зимнее время генератор и узел подвески следует очистить от снега. Осмотру подлежат элементы крепления, корпуса, защитные кожухи на наличие трещин и следов от ударов посторонними предметами. Подсоединение выводов генераторов необходимо производить в соответствии со схемой и принятой маркировкой обмоток.
Притирку щеток электрических машин и чистку их коллекторов необходимо производить с использованием специальных деревянных колодок с профилем, соответствующим коллектору, обеспечивающих безопасность проведения работ.
При контрольной проверке электрооборудования вагона производство работ, связанных с обслуживанием и ремонтом электрооборудования, не допускается.
При работе на высоте используют только исправные лестницы или стремянки.
При подъеме, опускании или перемещении вагона работы в нем не производят. Если в процессе ремонта вскрывались полы, работы внутри вагона производить разрешается только после настила полов плитами. Во избежание ранений не следует опираться на стекла окон, дверей и распределительного щита.
Работа не производится, если внизу или вверху в рабочей зоне выполняются другие работы. Во всех случаях выполнения работы, при которой могут отлетать различные осколки, пользуются защитными очками.
Для освещения рабочего места применяют переносные лампы напряжением 36В в специальной арматуре с сеткой и изолированной рукояткой.
Демонтаж и монтаж внутри вагонного оборудования через люки в крыше вагона обязательно производят с использованием грузоподъемных механизмов и приспособлений- кранов, талей или лебедок. При этом проверяют исправность грузоподъемного крана на наличие и исправность заземления крана и рубильника, состояния троса, крюка с обоймой, пульта управления. Проверяют в работе без груза механизм подъема и перемещения, работу тормоза подъема наибольшим рабочим грузом и ограничителя высоты подъема без груза. Также проверяют исправность чалочных приспособлений и их соответствие поднимаемому грузу. В процессе работы обращают особое внимание на сигнал грузоподъемных кранов. Ни в коем случае нельзя находиться под поднятым или перемещаемым грузом.
При выполнении работ на крыше (демонтаж или монтаж вентиляционных агрегатов, калориферов, водяных баков, антенн УКВ и др.) запрещается нахождение или работа внутри вагона.
Все работы по ремонту и монтажу электрооборудования на вагоне выполняются при отключенной аккумуляторной батарее.
При выходе из вагона следует убедиться в отсутствии приближающихся электрокар, погрузчиков, не становиться на мусор и битое стекло, гвозди, шурупы, доски, обрезки металла, пролитые воду и масло.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.