Реконструкция вагоносборочного цеха грузового вагонного депо (Безопасность и экологичность проекта), страница 2

Для защиты глаз и лица сварщиков от излучений сварочной дуги используется шлем – маска или щиток со светофильтром. Для предотвращения ожогов кожного покрова сварщики использует спецодежду и спецобувь. Для предупреждения воздействия лучей дуги на других рабочих участка использованы ограждения в виде переносных ширм.

5.1.6.  Электроопасность

Осветительные установки, электрические приводы машин и механизмов являются источниками опасности поражения электрическим током.

Для предотвращения поражения работников электрическим током применяется и зануление (рисунок 5.1)


Рисунок 5. 1 – Схема защитного зануления электрооборудования

Электрооборудование питается от сети с заземленной нейтралью напряжением 380/220 В. В 3-х фазных системах основным защитным мероприятием является защитное зануление оборудования.

5.1.7.  Пожарная опасность

Согласно РД 78.145-93 «Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приёмки работ», НПБ 105-95 «Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности» помещение вагоносборочного цеха относится к категории Д, так как внутри помещения находятся негорючие материалы в холодном состоянии.

Основными противопожарными мероприятиями в вагоносборочном цехе являются: хранение смазочного материала и промасленной обтиры в специально отведенных местах и в таре.

Отделение оборудовано специальными щитами, включая ящики с песком и огнетушители ОУ-5, 10.

5.1.8 Опасность механического травмирования

Опасность механического травмирования возможна при работе мостового крана, при монтаже и демонтаже автосцепного оборудования, выкатке и подкатке тележек под вагон.

Для предотвращения травм при работе мостового крана стропальщик работает в защитной каске и сопровождает груз впереди себя. При монтажно-демонтажных работах и подкатке тележек рабочие работают в рукавицах.

Для предотвращения травм все вращающиеся детали приспособлений (пневмогайковерты и др.) закрываются защитными кожухами.

5.1.9 Охрана окружающей среды

В окружающую среду выделяются большое количество вредных веществ. Среди них – продукты загрязнения воздуха при продувке вентиляционных установок.

Вентиляция, применяемая для отсасывания вредных веществ из воздуха, отдельно оборудуется очистными устройствами в виде газа и пылеулавливателей, волокнистых фильтров, электрофильтров.

Большое значение в защите атмосферного воздуха имеют зеленые насаждения. Санитарные правила запрещают сброс отработанных вод без предварительной очистки. Для этого предусмотрены очистные сооружения, в которые входят флотационные установки, отстойники. Вагоносборочный цех работает в системе оборотного водоснабжения.

Источники загрязнения атмосферного воздуха, воды и почвы, а также меры профилактики по охране окружающей среды приведены в таблице 5.5.

Таблица 5.5 – Влияние деятельности вагонного депо на окружающую среду и мероприятия по борьбе с загрязнением

Зона влияния

Загрязняющие вещества

Источники загрязнения

Меры борьбы с загрязнением

Воздух

Пыль, углекислый газ, сварочные, кислотные и щелочные аэрозоли

Автотранспорт, котельные, газо- и электросварка, ремонт и зарядка аккумуляторов

Механические сухие пылеуловители, песчаные и тканевые фильтры на воздуховоды от постов сварки, гидроциклоны для аэрозолей

Вода

Смазка, ржавчина, моющие растворы, металлическая пыль

Моечные машины, очистные сооружения для деталей вагонов

Процеживание, отстаивание или фильтрация от металлической пыли и  смазки, для моечных машин и очистных сооружений применяется оборотное водоснабжение

Почва

Металлическая пыль, промышленный мусор, металлическая стружка и опилки

Позиции сухой очистки деталей вагонов, дерево- и металлообрабатывающие отделения

Использование контейнеров под промышленный мусор, переработка мусора, своевременная уборка производственной территории

5.1.10 Чрезвычайные случаи

При возникновении чрезвычайной ситуации (пожар, взрыв, загрязнение окружающей среды), работники должны прекратить работу, немедленно сообщить о случившимся мастеру и далее выполнять его указания по устранению возникшей аварийной ситуации. Работники, находящиеся в непосредственной близости, по сигналу тревоги обязаны немедленно явиться к месту происшествия и принять участие в оказании пострадавшим первой медицинской помощи и устранения аварийного последствия.

5.2.  Расчет естественного освещения в вагоносборочном цехе

Для правильной расстановки оборудования и распределения рабочих мест с различной степенью зрительного напряжения необходимо аналитически определять коэффициенты естественной освещенности в производственном помещении.

5.2.1 Характеристика цеха

Вагоносборочный цех имеет следующие размеры: длина – 132 м; ширина – 24 м; высота – 10,8 м; общая площадь – 3168 м2. Вид естественного освещения – верхний (рисунок 5.2).

Рисунок 5. 2 – Поперечный разрез помещения

Естественное освещение характеризуется чрезвычайно широким диапазоном изменения освещенности. Эти изменения связаны со временем суток, года и метеорологическими факторами: характером облачности и отражающими способностями земного покрова. Поэтому естественное освещение задается не величиной освещенности, а коэффициентом естественной освещенности , определяемым по формуле (5.1)

                                              (5. 1)

Коэффициент естественной освещенности устанавливается строительными нормами и правилами (СНиП 23-05-95) и при боковом освещении определяется как минимальный – , а при верхнем и комбинированном как средний – .

Нормированное значение естественного освещения цеха в соответствии со СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» приведено в таблице 5.5.

Таблица 5.6 – Нормы естественного освещения

Вид ремонта

Наименьший объект различения, мм

Разряд зрительной работы

Значение КЕО при естественном верхнем освещении, %

Сварочно-наплавочные работы на кузове

5 – 10

VI

2

Осмотр подвагонного оборудования и работы по разборке и сборке

5 – 10

VI

2