Преобразователи пассажирских вагонов, страница 4

Электродвигатель и генератор смонтированы в одном корпусе, имеют общий вал, опирающийся на два подшипника, вмонтированные в подшипниковые щиты и закрытые крышками подшипников. На валу машинного агрегата монтируется якорь двигателя с коллектором, клювообразный ротор генератора с кольцевыми постоянными магнитами.

Кроме того, на валу агрегата установлен вентилятор.

Для осмотра щеток и коллектора в подшипниковом щите агрегата со стороны двигателя имеются окна, расположенные против коллектора.

Окна во время работы должны быть закрыты сеткой. Вентиляция осевая. Охлаждающий воздух засасывается из внешней среды через отверстия подшипникового щита со стороны двигателя (защищенные перфорированной сеткой), протягивается через машинный агрегат вдоль оси вала и выбрасывается наружу через отверстия в станине, которые защищены перфорированной сеткой. Исполнение машинного агрегата горизонтальное, защищенное.

4.2. Блок регулирования БР-2-400

Блок БР-2-400 включает в себя элементы пускателя, элементы регулирования оборотов (частоты), конденсаторы емкостной компенсации и элементы защиты преобразователя.

Блок выполнен в виде отдельной штампованной коробки. Исполнение коробки защищенное.

Доступ к элементам, расположенным в блоке, осуществляется при открытой крышке, открывающейся на шарнирах, благодаря чему элементы свободны для осмотра и обслуживания, а в случае необходимости для съема или замены. В закрытом положении крышка притягивается к коробке накидными замками.

Для облегчения сборки и настройки элементы блока крепятся на двух стальных панелях.

Для внутреннего электрического монтажа блока применяется гибкий изолированный провод. Провод имеет маркировку в соответствии с принципиальной схемой. Щиток схемы преобразователя помещен на внутренней стороне крышки.

На нижней стенке блока справа расположен винт для заземления оболочки аппарата. На внешней стороне крышки блока имеются кнопки «Пуск» и «Стоп».

Конструкция блока предусматривает возможность дистанционного управления двигателем. Для этого на клеммой панели предусмотрены соответствующие зажимы.

V. Виды регламентных работ, сроки их проведения

С целью контроля за нормальным техническим состоянием электрооборудования необходимо периодически производить планово-предупредительные осмотры.

В зависимости от объема и сроков проведения осмотры разделяются на осмотр 1, осмотр 2 и освидетельствование.

Осмотр 1 в зависимости от условий эксплуатации и условий окружающей среды должен проводиться:

a)  ежедневно;

b)  один раз в неделю;

c)  не реже одного раза в месяц.

Осмотр 2 проводить не реже одного раза в 3 месяца.

Освидетельствование проводится при авариях и поломках.

При осмотре 1 необходимо удалить с наружных и легко доступных внутренних частей преобразователя пыль, масло, грязь. Посторонние предметы из внутренних частей преобразователя должны быть удалены. Измерить сопротивление изоляции преобразователя относительно корпуса. Убедиться в надежности контактных соединений проводов, шин, кабелей.

При осмотре 2 необходимо выполнить требования осмотра 1 и кроме того: прочистить коллектор от загрязнения и окислов; проверить износ щеток, состояние их контактных поверхностей; проверить величину нажатия пружин, щеткодержателей; проверить крепление траверсы и установку ее по заводской метке; проверить надежность крепления машинного агрегата к фундаменту; проверить надежность заземления корпуса преобразователя; продуть преобразователь сухим сжатым воздухом с давлением не более 2 атм.

Своевременный и тщательный уход за оборудованием повысит срок службы и безаварийность его работы.

VI. Уход за машинным агрегатом

При нормальных условиях эксплуатации обслуживание машинного агрегата сводится, главным образом, к внимательному наблюдению за работой коллектора, щеток и подшипников.

В случае появления на коллекторе подгара, не смываемого спиртом, коллектор нужно почистить на холостом ходу стеклянной бумагой № 00, навернутой на деревянную колодку. По окончании чистки коллектора агрегат продуть сжатым воздухом. Нажатие на щетки, проверяемое динамометром, должно быть 320-440 г.

Смена щеток производится после их износа до размера 18мм.

При замене новые щетки необходимо притереть к коллектору. Марки и размеры щеток указаны в паспорте преобразователя. Перед притиркой под щетку, вставленную в окно щеткодержателя, заводится полоска стеклянной шкурки и протаскивается несколько раз в направлении вращения вала до полной притирки щетки по всей ее торцевой поверхности. После притирки всех щеток продуть машинный агрегат от угольной пыли сухим сжатым воздухом.

Во время длительной стоянки коллектор периодически протирать сухой тканью. Шум подшипников должен быть равномерным. При повышенном нагреве (выше 70°С) или повышенном и ненормальном шуме (скрежете, свисте и т.д.) подшипник необходимо осмотреть. Если обнаружатся дефекты, заменить новым.

Подшипники снимать съемником. Новый подшипник перед посадкой на вал необходимо подогреть в масляной ванне до 80°—85°С, затем надеть на шейку вала и постукиванием по трубке из мягкого металла.

Во время эксплуатации преобразователя рекомендуется раз в год или через 3000 ч работы производить замену смазки.

VII. Указания по технике безопасности

К обслуживанию преобразователя допускаются лица, прошедшие специальный технический инструктаж и изучившие данную инструкцию.

Преобразователь может эксплуатироваться только при заданных условиях работы и состоянии окружающей среды, указанных в техническом описании.

Должен быть обеспечен свободный доступ к элементам, нуждающимся при эксплуатации в осмотре и обслуживании (подшипниковые узлы, элементы аппаратуры и т.д.).

Во избежание случайного прикосновения к токоведущим и вращающимся частям преобразователя и опасности от прикосновения к корпусу при пробое изоляции необходимо:

v  Отверстия для входа и выхода воздуха, смотровые люки, коробку выводов закрыть предусмотренными для этого сетками и крышками;

v  корпусы машинного агрегата и аппарата надежно заземлить;

v  при осмотре машинного агрегата и аппаратуры необходимо предварительно отключить подводимое к ним напряжение и убедиться в его отсутствии, конденсаторы разрядить.

Запрещается производить снятие крышек, сеток и осмотр внутренних частей преобразователя при вращающемся якоре (до его полной остановки).

Литература:

1.  "Электрооборудование вагонов" - под ред. к.т.н. А.Е.ЗАРАХОВИЧА - Москва, "Транспорт", 1982г.

2.  "Полупроводники в системах электроснабжения пассажирских вагонов" В.Е. Новиков Москва, 1996г.

3.  "Технический паспорт вагона с установкой кондиционирования воздуха" Waggonbau Ammendorf GmbH.

4.  "Устройство и ремонт электрооборудования вагонов" В.Н. Майоров Москва, "Транспорт", 1980 г.