Планировочные, конструктивные решения и теплотехнический расчет изотермического вагона. Расчет и конструирование элементов холодильной установки, страница 2

Важной особенностью современных изотермических вагонов является увеличение полезного объема и грузоподъемности. Грузоподъемность изотермических вагонов новой постройки в США составляет, как правило, 75 т. Значительно увеличился выпуск вагонов грузоподъемностью 90 т.

Широкое применение алюминиевых сплавов, пластмасс, использо­вание при строительстве изотермических вагонов новых технологий и более совершенных теплоизоляционных материалов дало возможность выполнять стены вагонов толщиной 130 ... 140 мм, в результате чего возрос полезный объем грузового помещения при тех же внешних геометрических размерах вагона, снизилась его собственная масса и повысилась грузоподъемность.

Характерным направлением эволюции изотермических вагонов является совершенствование их систем охлаждения. При совершенствовании машинных систем охлаждения большое внимание уделяют снижению их энергопотребления [14 - 16].

Современное развитие рефрижераторного подвижного состава, как в нашей стране, так и за рубежом, характеризуется:

•  снижением    минимальных    температур    в    грузовом    помещении    и повышением расчетной температуры наружного воздуха;

•  улучшением теплотехнических свойств кузова;

•  увеличением   длинны   кузова,   полезного   объема  и   грузоподъемности
вагона;

•  усилением энерговооруженности;

•  повышением надежности оборудования;

•  сокращением    объемов    обслуживания    оборудования    и    удлинением межремонтных сроков.

В грузовом помещении отечественных рефрижераторных вагонов поддерживается температура от минус 20°С до плюс 14°С при температуре наружного воздуха от плюс 40°С до минус 50°С. Этого удалось достичь в результате перехода с аммиачно-рассольной системы охлаждения на непосредственное охлаждение фреоновыми холодильными установками, повышения энерговооруженности секций и улучшения теплоизоляции кузова.

1 ПЛАНИРОВОЧНЫЕ, КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ

И ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ

ИЗОТЕРМИЧЕСКОГО ВАГОНА

Все рефрижераторные вагоны, кроме вспомогательных, строятся четырехосными габарита 0-Т, со сварным цельнометаллическим кузовом длиной 21 мунифицированными узлами. Ходовая часть современных рефрижераторных вагонов обеспечивает возможность движения со скоростью до 120 км/ч.

ГПРС имеет центральную систему энергоснабжения от дизель-генераторных установок, расположенных в дизель-генераторном помещении специального вагона (в 5-вагонной секции БМЗ для дизель-генераторного помещения и служебного отделения выделяется один вагон). Такая компоновка признана перспективной и используется во всех типах 5-вагонных секций, поступающих на сети железных дорог [7, 8, 10].

Грузовые вагоны ГРПС должны быть оборудованы устройствами хладо- и теплоснабжения, системами принудительной вентиляции и циркуляции воздуха, приборами для контроля за температурой воздуха и груза. Системы хладо- и теплоснабжения, вентиляции и циркуляции таких вагонов должны обеспечивать равномерную температуру в грузовом помещении с отклонением не более ±1,5°С от заданной по условиям перевозки грузов.

Напольные решетки, пол грузовых помещений должны выдерживать нагрузку от колес погрузчика в 12 кН (1200 кгс) при расстоянии между колесами 700 мм.

Размеры погрузочных дверей: высота не менее 2000 мм, ширина не менее 2200 мм, вылет двери при открывании не более 800 мм.

Современные требования к рефрижераторному подвижному составу железнодорожного транспорта предусматривают гарантированное и

стабильное   поддержание   в  грузовом  помещении   вагона температуры  до минус 20°С при самых неблагоприятных условиях эксплуатации: высокая температура наружного воздуха, интенсивная солнечная радиация, ветер и пр., т.е. при максимальном возможном теплопритоке через ограждающие конструкции кузова. В связи с этим при тепловых расчетах изотермического кузова вагона необходимо принимать во внимание ряд специфических особенностей по определению теплопритоков через ограждающие конструк­ции [17-20].

1.1 Планировка помещений вагона

и определение площади теплопередающих поверхностей элементов ограждения грузового помещения

В качестве прототипа (аналога) для проектирования принят грузовой вагон 5-вагонной секции постройки ПО БМЗ [7, 8], наиболее близкий по функциональным и конструктивным параметрам к требованиям задания на курсовой прект (см. таблицу 1). Основные характеристики вагона и его схема представлены соответственно в таблице 2 и на рисунке 1.

В качестве теплоизоляционного материала для стен, крыши и пола в вагонах современной постройки (секции РС-4) используется полистирол марок ПСБ (стены и пол) и ПСБ-С (крыша). В вагонах старой постройки теплоизоляционный материал - мипора, обернутая гидроизоляци­онной пленкой ПК-1.

Внутреннее пространство вагона разделено на грузовое помещение и машинное отделение. На полу грузового помещения уложены напольные решетки размером 1190 х 1179 мм (36 штук). Дверь вагона прислонного типа с резиновым уплотнением размером 2700 х 2200 мм. Герметичность грузового помещения нового вагона должна обеспечивать приток воздуха через неплотности не более 40 м3при разности давлений 49 Па; после 2,5 лет эксплуатации при тех же условиях — не более 60 м3.

I - грузовое помещение; II - машинное отделение;

дефлектор; 2- погрузочная дверь; 3 - воздуховод свежего воздуха; 4 - заслонка воздуховода; 5 - напольная решетка; 6 - щит-перегородка; 7 - вентиляторы воздухоохладителей; 8 - воздухоохладитель; 9 - компрессорно-конденсаторные агрегаты; 10 - электрощит

Рисунок 1 - Схема грузового вагона 5-вагонной секции РС-4 постройки ПО БМЗ

Таблица 1 Исходные данные к курсовому проекту {вариант 7)

Грузоподъемность вагона, т

43,0

Длина кузова вагона наружная, м

21,0

Ширина кузова вагона наружная, м

3,1

Высота боковой стены снаружи, м

2,8

Радиус сечения крыши в средней части, м

2,6

Радиус сечения крыши у боковых стен, м

0,4

Температура наружного воздуха, °С

38

Относительная влажность наружного воздуха, %

30

Широта ж.д. участка, град

43

Ориентация ж.д. участка по сторонам света

Восток-запад

Таблица 2 - Основные технические данные грузового вагона PC - 4