ГОУ ВПО
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
ФАЖТ
Кафедра «Вагоны и вагонное хозяйство»
Контрольная работа
по дисциплине «Электронная и преобразовательная техника»
Выполнил: Спиридонов С.В. Шифр: 01-пВ-32335 |
Адрес: Н. Новгород, ул. Движенцев, 19-8 |
Рецензент: Серебряков А.С. |
|
Н.Новгород 2006 г.
СОДЕРЖАНИЕ |
||
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………. |
3 |
|
1 |
ВЫПРЯМИТЕЛИ……………………………………………………… …………... |
5 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………... |
14 |
|
ВВЕДЕНИЕ
Преобразователь включается между источником и потребителем, обеспечивая переработку электроэнергии источника таким образом, чтобы её параметры (род тока, частота количество фаз) соответствовали требованиям потребителей. Преобразователи входят в состав основной СЭС или являются источниками вторичных СЭС.
Как уже отмечалось ранее, вид и качество электроэнергии, вырабатываемой вагонными источниками питания в АСЭС и подаваемой в вагонную магистраль при ЦЭС, не всегда соответствуют требованиям вагонных потребителей. В первую очередь это проявляется в том случае, когда необходимо обеспечить питание от вагонной СЭС аппаратов и устройств общепромышленного применения или специального изготовления. Такие устройства для своей работы могут требовать однофазное или трехфазное напряжение 220/380 В промышленной или повышенной частоты, а также регулируемое по величине постоянное напряжение.
Необходимость использования в вагонах аппаратов общепромышленного изготовления (электробритв, пылесосов, холодильников) диктуется постоянно растущими требованиями к комфорту перевозок Высокочастотные же источники питания потребовались при внедрении более прогрессивного люминесцентного освещения, энергетические, весовые и эксплуатационные показатели которого повышаются при использовании напряжения повышенной частоты (от сотен герц до десятков килогерц). Регулируемое же постоянное напряжение необходимо для заряда аккумуляторной батареи, являющейся резервным (аварийным) источником питания в любой системе электроснабжения.
В пассажирских вагонах независимо от вида СЭС находят применение полупроводниковые преобразователи, обеспечивающие:
а) выпрямление - преобразование одно- и трехфазного переменного тока в постоянный;
б) инвертирование - преобразование постоянного тока в одно-L-ти трехфазный переменный ток;
в) преобразование постоянного тока одного напряжения в постоянный ток другого напряжения.
В основе работы любого преобразователя вагонных СЭС лежит процесс коммутации - передачи нагрузки с одного полупроводникового прибора (диода, тиристора) на другой. Этот процесс может проходить под влиянием действующих в схеме ЭДС (естественная коммутация) или под влиянием энергии, накопленной в коммутирующих элементах (L и С) или подаваемой от постороннего источника (искусственная коммутация). В схемах преобразователи вагонных СЭС используют оба вида коммутации.
Ход естественной коммутации рассмотрим на примере работы неуправляемого и управляемого выпрямителей, работающих на активную и активно-индуктивную нагрузку. К таким видам нагрузки в СЭС вагонов относятся электродвигатели и аккумуляторные батареи. I
Понимание хода коммутационного процесса позволяете в эксплуатации на основе анализа входных и выходных параметров преобразователей правильно оценивать их техническое состояние, быстро отыскивать возникшие отказы и подбирать элементы для замены отказавших. Далее даётся краткий анализ работы основных видов преобразователей вагонных СЭС.
1 ВЫПРЯМИТЕЛИ
Выпрямители в СЭС вагонов преобразуют переменное однофазное или трехфазное напряжение источника питания в постоянное. На основе диодов выполняют неуправляемые выпрямители. На основе диодов и тиристоров - управляемые. Особенности работы полупроводников в таких выпрямителях рассмотрим на примере мостовой схемы.
Неуправляемый выпрямитель (см. рисунок 1.1 а)образован четырьмя диодами VI-V4, подключенными к вторичной обмотке а-b трансформатора Тр и обеспечивающими подачу выпрямленного напряжения ucd к нагрузке Rн. Анод (А) и катод (К) показаны лишь для одного диода V1. B управляемом выпрямителе (см. рисунок 2 а) два плеча моста образованы тиристорами VI и V3, два другие плеча - диодами V2 и V4.
|
Рисунок 1.1 – Работа неуправляемого двухполупериодного мостового выпрямителя на активную нагрузку: а) схема выпрямителя, б) диаграмма токов и напряжений.
Анализ процессов, протекающих в неуправляемом выпрямителе, начнём с момента t1 (см. рисунок 1.1 б), когда в обмотке а-b действует полуволна 1 питающего напряжения uab=U, показанная на рисунке 1 а, сплошной линией. В этот момент открыты (проводят ток) диоды V1 и V4. Напряжение на каждом из них практически равно нулю. Поскольку токи и напряжения диодов этой пары одинаковы, то на диаграмме (рисунок 1.1 б) показаны соответствующие зависимости (ivl и uvl) лишь для одного из них. Два других диода V2 и V3 закрыты, ток по ним не протекает, и к каждому из них приложено обратное напряжение uv2=Uoбp с амплитудой Um. Поскольку режим работы этой пары диодов также одинаков, то приведенные зависимости (i v2 и uv2) для одного из них справедливы и для другого. Выходное напряжение uсd на сопротивлении нагрузки равно входному за вычитом небольшой величины, равной суммарному падению напряжения на диодах VI и V4 при протекании по ним прямого тока.
Это состояние схемы сохранится до момента t2 перехода питающего напряжения через ноль, когда начнет действовать полуволна 2, показанная пунктиром на рисунке 1.1 а. С этого момента в открытое состояние перейдут диоды V2 и V3, и по ним начнет протекать ток iv2. Диоды VI и V2 окажутся запертыми, что отражено на диаграммах (рисунок 1.1 б) наличием приложенного к ним обратного напряжения uv]=Uобр с амплитудой Um. Полярность напряжения ucd на нагрузке сохранится. При рассматриваемой активной нагрузке (Rн) выпрямителя форма тока iн в нагрузке повторяет синусоидальную форму выпрямленного напряжения ucd.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.