D max = D + ES = 48 +0,025 = 48,025 мм;
D min = D + EI = 48 мм
предельные размеры отверстия:
d max = d + es = 48 + (-0,025) = 47,975 мм;
d min = d + ei = 48 + (-0,05) = 47,95 мм
допуск размера отверстия:
TD = D max – D min = ES – EI = 48,025 – 48 = 0,025 мм
допуск размера вала:
Td = d max – d min = es – ei = 47,975 – 47,95 =0,025 мм
3. Определить значения допусков и отклонений середин полей допусков на изготовление рабочих калибров для контроля отверстия и вала, а так же допускаемый выход размера изношенного калибра за границу поля допуска контролируемого изделия.
Из таблицы выписываем допуски и предельные отклонения калибров и контркалибров.
Для Æ 48 мм: z = z1 = 6 мкм; H = 4 мкм; H1 = 7 мкм; у = у1 = 5 мкм; Hp = Hs = 2,5 мкм;
5. Рассчитать значения предельных размеров проходных и не проходных калибров для контроля отверстия и вала.
Определяем размеры калибров и контркалибров. Калибры (скобы):
6. Записать значения исполнительных размеров предельных гладких калибров для контроля отверстия и вала.
Исполнительные размеры калибров (скоб):
ПР = 48,018+0,007; ПРизн = 48,03; НЕ = 47,977+0,007
Контркалибры к скобам:
Исполнительные размеры калибров:
К – ПР = 48,02- 0,003 ; К – И = 48,031- 0,003; К – НЕ = 48,001- 0,003
Контркалибр К – И проверяет допустимую величину износа рабочей проходной скобы.
4. Выполнить схему расположения полей допусков контролируемой детали и соответствующих рабочих калибров для ее контроля.
Задача № 6.
Рассчитать и подобрать посадки для соединения внутреннего кольца подшипника с валом и наружного кольца с корпусом редуктора, считая нагружение внутренних колец циркуляционным, а наружных колец – местным. Поля допусков колец – 520 – 71 для средних диаметров dm и Dm.
Требуется:
1. Определить номинальный диаметр вала под подшипники.
2. Выбрать подшипники средней серии по ГОСТ 8338 – 82 и выписать значения их размеров (d, D, B, r).
3. Рассчитать интенсивность радиальной нагрузки на посадочной поверхности.
4. Выбрать по ГОСТ 3325 – 85 поле допуска вала под внутреннее кольцо подшипника и поле допуска отверстия корпуса под наружное кольцо подшипника.
5. Определить предельные отклонения присоединительных размеров: подшипника по ГОСТ 520 – 71; вала и отверстия корпуса по ГОСТ 25347 – 82.
6. Рассчитать предельные значения натягов в соединении внутреннего кольца подшипника с валом и зазоров в соединении наружного кольца с корпусом.
7. Построить схемы расположения полей допусков для соединений внутреннего кольца с валом и наружного кольца с корпусом.
Исходные данные:
Передаваемый крутящий момент Т, Н × м |
400 |
Наибольшая реакция опоры Fr, кН |
7,1 |
Решение.
1.Определить номинальный диаметр вала под подшипники по формуле (9. стр. 25)
где Т – крутящий момент
[t] – допускаемое напряжение [МПа], ([t] = 20 …25МПа)
Полученное расчетное значение d следует согласовать с ГОСТ 6636 – 69 (4. стр. 25)
2. Выбрать подшипники средней серии по ГОСТ 8338 – 82 (3. стр. 26) и выписать значения их размеров (d, D, B, r).
Основные параметры подшипников качения
№ подшипника |
Размеры подшипника, мм |
|||
d |
D |
B |
r |
|
309 |
45 |
100 |
25 |
2,5 |
3. Рассчитать интенсивность радиальной нагрузки на посадочной поверхности.
Интенсивность нагрузки подсчитывается по формуле
где Fr = 7,1 кН радиальная нагрузка на опору;
b = B – 2r = мм рабочая ширина посадочного места;
КП = 1 – динамический коэффициент посадки. (Характер нагрузки с умеренными толчками и вибрацией, перегрузка до 150%)
F – коэффициент учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полном вале или тонкостенном корпусе. (при сплошном вале F = 1)
FА – коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки Fr между рядами роликов в двух рядных конических роликоподшипниках или между сдвоенными шарикоподшипниками при наличии осевой нагрузки А на опору. (для радиальных подшипников FА=1)
4. Выбрать по ГОСТ 3325 – 85 поле допуска вала под внутреннее кольцо подшипника и поле допуска отверстия корпуса под наружное кольцо подшипника.
Выбор полей допусков для посадок подшипников зависит от типа, размера и класса точности подшипника, от величины, направления и характера нагружения подшипника и других условий эксплуатации.
k6 – поле допуска вала под отверстие внутреннего кольца подшипника при циркуляционном нагружении колец подшипника
K7 – поле допуска отверстия корпуса под наружное кольцо подшипника при местном нагружении колец подшипника.
5. Определяем предельные отклонения присоединительных размеров:
а) подшипника по ГОСТ 520 – 71;
- посадки подшипника качения класса точности 0 на вал
верхнее отклонение вала es = 0 мкм
нижнее отклонение вала ei = -15 мкм
- посадки подшипника качения класса точности 0 в корпус
верхнее отклонение отверстия ES =-10 мкм
нижнее отклонение отверстия EI = 0 мкм
б) вала и отверстия корпуса по ГОСТ 25347 – 82 для класса точности 0:
верхнее отклонение вала es = 18 мкм
нижнее отклонение вала ei = 2 мкм
верхнее отклонение отверстия ES = 10 мкм
нижнее отклонение отверстия EI = - 25 мкм
6. Рассчитать предельные значения натягов в соединении внутреннего кольца подшипника с валом и зазоров в соединении наружного кольца с корпусом.
NMAX = es – EI = 18 – (-25) = 43 мкм
NMIN = ei – ES = 2 – 10 = - 8 мкм
Nм = 0,5 (N max +N min) = 17,5 мкм
SMAX = ES – ei = - 10 – (-15) = 5 мкм
SMIN = EI – es = 0 мкм
SM = 0,5 (SMAX +SMIN) = 2,5 мкм
7.Построить схемы расположения полей допусков для соединений внутреннего кольца с валом и наружного кольца с корпусом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.