39. УЧЕТ ДОХОДОВ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ
Сущность и состав доходов от реализации товаров в оптовой торговле. Доходы организации, направленные на покрытие расходов, являются основой увеличения прибыли и соответственно имущества собственника. В бухгалтерском учете доходом признается увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств и иных активов и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению средств организации. Доходы от видов деятельности, указанные в уставе или заявленные организацией в инспекции Министерства по налогам и сборам, представляют собой выручку-нетто от реализации товаров, работ и услуг.. Доходы и расходы по видам деятельности в бухгалтерском учете отражают одновременно.
К расходам оптовой торговли, как вида деятельности, относятся себестоимость реализации (покупная стоимость реализованных товаров) и расходы на реализацию товаров, включая расходы на управление организацией.
Составным элементом доходов от видов деятельности, обеспечивающим экономическую выгоду организации и в сфере обращения, является валовая прибыль. Порядок ценообразования на товары раскрывает экономическую сущность валового дохода в торговле, который является составным элементом розничной (продажной) цены. Валовая прибыль торговых организаций представляет собой разность между доходами и расходами по торговой деятельности - между продажной и покупной стоимостью товаров (без налога на добавленную стоимость).
В зависимости от вида цен и порядка их формирования валовая прибыль оптовой торговли включает:
-по составу: оптовые надбавки, оптовые и торговые скидки, разницы между сформированной отпускной и покупной ценой, контрактной и покупной ценой;
-по моменту формирования: доходы, начисляемые при поступлении товаров, - оптовые и торговые скидки; доходы, начисляемые при реализации товаров, — оптовые надбавки; разницы между сформированной отпускной и покупной ценой, контрактной и покупной ценой;
-по полноте принадлежности организации оптовой торговли - распределяемые доходы: оптовая надбавка и оптовая скидка, распределяемая между всеми оптовыми посредниками; торговая скидка, распределяемая между оптовым и розничным звеном; неделимые доходы — разница между сформированной отпускной и покупной ценой, контрактной и покупной ценой товаров.
Цель бухгалтерского учета доходов от реализации товаров в оптовой торговле - обеспечить полноту их получения, правильность отражения на счетах бухгалтерского учета, раздельный учет выручки по установленным ставкам налога на добавленную стоимость, раздельный учет и точность определения валовой прибыли на реализованные товары по его видам, правильность и точность выявления финансового результата от реализации товаров.
Учет торговых надбавок и скидок в оптовой торговле. Порядок формирования отпускных цен оптовой торговли и избранный в учетной политике организации метод признания выручки от реализации товаров определяют методику учета и порядок применения метода прямого счета для исчисления валовой прибыли от реализации товаров.
Независимо от момента признания выручки в бухгалтерском учете на счете 42 «Торговая наценка», субсчете 1 «Торговая надбавка (скидка) по товарам на оптовых складах» учитывают оптовые и торговые скидки по товарам, на которые применяются единые отпускные и фиксированные розничные цены. По типовому плану счетов бухгалтерского учета все записи на этом счете отражаются только по кредиту.
В оптовой торговле аналитический учет оптовых и торговых надбавок ведут раздельно по складам (центрам материальной ответственности) и видам доходов. При книжно-журнальной форме учета в книге № К-39 записи производят на основании сводных данных мемориальных ордеров.
В конце месяца бухгалтер составляет расчет оптовых и торговых скидок на остаток товаров на конец месяца и на реализованные товары за месяц. В расчете сначала определяют скидки по ассортименту остатков товаров на складе на конец месяца, уточненных на основании инвентаризационных описей или натурально-стоимостного учета и процента торговых (оптовых) скидок, установленных поставщиками, и суммируют их. Затем балансовым методом по данным счета 42 «Торговая наценка» определяют реализованные торговые (оптовые) скидки за месяц: к кредитовому сальдо торговых (оптовых) скидок на начало месяца прибавляют предварительный кредитовый оборот за месяц и вычитают кредитовое сальдо торговых (оптовых) скидок на конец месяца.
Полученную по расчету сумму реализованных торговых (оптовых) скидок, оптовых надбавок (разниц) сторнировочной записью списывают на счет 90 «Реализация».
При учете выручки по мере отгрузки товаров доходы торговой организации отражаются по кредиту счета 90 «Реализация», субсчета 1 «Реализация товаров в оптовой торговле». В дебете этого счета списывают реализованные товары по учетным (покупным) ценам и отражают налог на добавленную стоимость, начисленный с выручки от реализации товаров. Выручку от реализации товаров можно отражать частными суммами по элементам отпускных цен оптовой торговли: стоимость товаров по учетным (покупным) ценам, оптовая надбавка (разница между отпускной и контрактной стоимостью товаров, разница между контрактной и покупной стоимостью товаров) и налог на добавленную стоимость в цене товаров. Это позволит получить аналитические данные по видам доходов.
Корреспонденция счетов по учету оптовых надбавок (разниц), торговых (оптовых) скидок в оптовой торговле
Отражены оптовая и торговая скидки на поступившие товары, учитываемые по единым отпускным (ФР) ценам, а также при их дооценке и оприходовании излишков:41-1/42-1
Отражены оптовая надбавка и разницы между сформированной отпускной и контрактной, контрактной и покупной стоимостью товаров, взимаемые с покупателей, при учете выручки по оплатерасчетных документов:45/42-1
В конце месяца согласно расчету списаны:
реализованные оптовые надбавки, оптовые и торговые скидки и разницы при учете выручки по моменту оплаты расчетных документов 90-1/42-1(сторн.)
Учет реализации товаров в оптовой торговле. Учет реализации товаров в оптовой торговле ведут на сопоставляющем счете 90 «Реализация», субсчете 1 «Реализация товаров в оптовой торговле». В течение месяца по дебету счета отражают стоимость реализованных товаров по покупным или отпускным ценам оптовой торговли; в конце месяца ее доводят до покупной стоимости списанием сторнировочной записью реализованных торговых (оптовых) скидок, оптовых надбавок (разниц) со счета 42 «Торговая наценка», субсчета 1 «Торговая надбавка (скидка) по товарам на оптовых складах», по кредиту — выручку от реализации товаров по отпускным ценам оптовой торговли с налогом на добавленную стоимость. По кредиту счета также отражают оптовые надбавки с налогом на добавленную стоимость по транзитным отгрузкам и операциям торгового посредничества, выручку от оказания услуг по договорам консигнации в части комиссионного вознаграждения с налогом на добавленную стоимость. Для учета выручки от реализации товаров с фиксированными розничными ценами, возвратной стеклопосуды под товарами и комиссионного вознаграждения выделяют отдельные аналитические статьи.
Налог на добавленную стоимость от реализации товаров в оптовой торговле начисляют по установленным ставкам 18 и 10 % от суммы выручки; по расчетной ставке 15,25 % от валовой прибыли на реализованные товары,
Валовая прибыль от реализации товаров в оптовой торговле определяется сопоставлением оборотов по счету 90 «Реализация», субсчету 1 «Реализация товаров в оптовой торговле» после отражения начисленного налога на добавленную стоимость: из кредитового оборота вычитают стоимость реализованных товаров по покупным ценам и налог на добавленную стоимость с выручки от реализации товаров.
По действующему законодательству организации потребительской кооперации не являются плательщиками обязательных сборов и отчислений в бюджет с валовой прибыли. Часть валовой прибыли от реализации товаров в установленном размере торговые организации могут направлять на пополнение собственных оборотных средств и зачислять в добавочный фонд.
После списания расходов, приходящихся на реализованные товары, сравнивают кредитовый и дебетовый обороты по счету 90 «Реализация», субсчету 1 «Реализация товаров в оптовой торговле», сопоставляя доходы и расходы по оптовой реализации товаров, что позволяет выявить прибыль (убыток) от реализации товаров в оптовой торговле. После выявления и списания финансового результата от реализации товаров за отчетный месяц счет 90 «Реализация» закрывается. Данный счет сальдо не имеет. Аналитический учет по данному счету ведут в машинограмме или книге № К-39 в разрезе статей. В регистре аналитического учета обороты выводят за месяц и нарастающим итогом с начала года по каждой статье. Последние данные используют при заполнении Отчета о прибылях и убытках (форма № 2).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.