Пути совершенствования организации учета расчетов в целях укрепления платежеспособности организации, страница 2

Чтобы такая информация стала эффективным средством в поиске и реализации резервов укрепления финансового состояния предприятия, она должна претерпеть определенные качественные изменения в плане содержательности, полезности, достоверности и аналитичности.

Отчетность организации в части представления информации фискального характера должна быть такой, чтобы получение информационного минимума вытекало непосредственно из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других форм отчетности без привлечения дополнительных данных бухгалтерских регистров.

В связи с этим, стоит усовершенствовать формы отчетов (внешних и внутренних). Так, справку о платежах в бюджет и внебюджетные фонды (раздел 10 приложения к балансу) можно заменить "Расшифровкой расходов и доходов фискального характера", которая позволит:

·  во-первых, отражать суммы доходов и расходов фискального характера по видам обязательных платежей;

·  во-вторых, разграничить общую сумму фискальных доходов на три составляющие - доходы от снижения ставки, от уменьшения налоговой базы и уменьшения суммы обязательного платежа.

Принципиально важным, с нашей точки зрения, является структуризация обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами. В этих целях хотелось бы предложить формы отчетов (таблицы: 4.1, 4.2), которые позволят в полном объеме оценить масштабы задолженности предприятия по обязательным платежам. А значит и своевременно выявить пути их погашения , в целях исключения (уменьшения) просроченных задолженностей перед бюджетом и, как следствие, штрафных санкций, которые ухудшают платежеспособность организации.

Таблица № 4.1

Отчет о задолженности по налогам и неналоговым платежам

Наименование показателя

Задолженность

текущая

просроченная

потенциальная

на начало года

на конец года

на начало года

на конец года

на начало года

на конец года

1. Налоги на потребление

2. Социальные налоги

3. Ресурсные налоги

4. Имущественные налоги

5. Налоги на доход (прибыль)

6. Другие налоги и обязательные платежи

Всего:

Отчетность предприятий должна также содержать информацию о таком

Таблица № 4.2

Отчет о просроченной задолженности по налогам и неналоговым платежам в бюджет

Наименование показателя

Сроки просроченной задолженности

до 1 месяца

от 1 до 3 месяцев

от 3 до 6 месяцев

от 6 до 9 месяцев

от 9 месяцев до 1 года

свыше 1 года

1. Налоги на потребление

2. Социальные налоги

3. Ресурсные налоги

4. Имущественные налоги

5. Налоги на доход (прибыль)

6. Другие налоги и обязательные платежи

Всего:

показателе, как налоговое бремя. В связи с этим, считаем целесообразным составлять справку – расчет налогового бремени. Это объясняется тем, что:

·  во-первых, показатель налогового бремени на уровне предприятия будет полезен для анализа его финансовой устойчивости, а значит и для выявления путей ее укрепления;

·  во-вторых, с помощью этого показателя можно изучить напряженность, оптимальность налоговых обязательств.

Вышесказанное позволяет заметить, что пути в совершенствовании учета расчетов еще далеко не исчерпаны. Большие перспективы в укреплении платежеспособности предприятия имеет усовершенствование имеющихся форм финансовой (налоговой в том числе) отчетности и разработка новых. Это связано с тем что именно отчетность такого рода может показать общее состояние организации, как налогоплательщика, и выявить пути повышения основных результирующих финансовых показателей, как средство укрепления платежеспособности организации.

Вместе с совершенствованием вышеуказанных показателей должна проходить автоматизация учета в исследуемой сфере. Ведь это помогает в значительной степени сэкономить время и облегчить труд бухгалтера, а также уменьшить (в большинстве случаев – исключить) ошибки в учете расчетов с бюджетом, что позволяет избежать штрафных санкций, влияние которых на финансовую устойчивость организации рассматривалось выше.

На исследуемом нами РУП «ГЗЛиН» эта проблема приобретает наибольшую значимость, так как уровень автоматизации учета достаточно низок. Из такого потенциально широкого спектра программного обеспечения бухгалтерского учета, имеющегося в нашей стране, организация использует только универсальные программы компании Микрософт: Word и Excel. Мы предлагаем заняться внедрением в этой области такой распространенной бухгалтерской программы, как «1С-Предприятие». Она обладает глубокой спецификацией по всем видам учета, что выражается в наличии отдельных баз.

Однако руководителю стоит задуматься над тем, что данная программа требует достаточно глубоких знаний от бухгалтера в сфере автоматизации учета, а значит не исключение и то, что придется организовывать дополнительное обучение бухгалтерского аппарата. К тому же этот продукт является дорогостоящим. В некоторой степени избавлен от этих недостатков такой программный продукт, как «Галактика», однако в области глубины автоматизации учета он уступает продукту фирмы «1-С».

Что же касается непосредственно учета расчетов с бюджетом, то наилучшим решением будет программа «Налоговый калькулятор». У нее большие преимущества в простоте использования и в цене, по сравнению с рассмотренными выше программными продуктами. А вот его недостаток – отсутствие универсальности для нашей темы значения не имеет.