1.2 Источники информационного обеспечения, задачи и методика анализа товарооборота и товарных запасов организации.
В процессе анализа розничного товарооборота последовательно решаются следующие задачи:
1. Изучается динамика, свойства и структура розничного товарооборота;
2. Оценивается ритмичность и равномерность выполнения плана розничного товарооборота;
3. Проводится факторный анализ розничного товарооборота, оценивается влияние розничного товарооборота на доходы, расходы и прибыль от реализации товаров;
4. Определяются резервы и неиспользованные возможности повышения розничного товарооборота, определяется уровень безубыточности функционирования организации, объемов продаж, обеспечивающих необходимую прибыль и зону финансовой безопасности [14, с.6].
Основные источники информационного обеспечения анализа розничного товарооборота являются:
Ø бухгалтерская отчетность: форма №3 «Отчет о расходах по реализации». В данной форме содержится справка, в которой представлена информация о розничном товарообороте;
Ø статистическая отчетность: форма № 1торг, № 3 торг (в форме 1 торг (месячная) содержатся данные о розничном товарообороте и его составе, в форме 3 торг содержится информация о продажах и остатках товарных запасов в разрезе 96 товарных групп (приложение 2).
В процессе анализа розничного товарооборота первоначально оценивается степень выполнения плана по нему, при этом проводится оценка обоснованности планов задания, осуществляется контроль за розничным товарооборотом как в целом по организации, так и в разделе месяцев, кварталов товарных групп и структурных подразделений.
Оценка динамики розничного товарооборота осуществляется в действующих и в сопоставимых ценах:
Тр в действ. ц = в действ.ц () / () *100 ( 1.10)
Тр в сопост. ц = в сопост.ц () / () *100 (1.11)
В процессе анализа розничного товарооборота оценивается ритмичность и равномерность выполнения плана товарооборота. Для оценки ритмичности можно соотнести количество периодов в котором планируется выполнение к общему количеству периодов.
Наиболее сложный и точный расчет равномерности выполнения планового задания можно провести посредством расчета среднего квадратического отклонения, коэффициента вариации и коэффициента равномерности. Чем больше разбег фактического товарооборота от плана, тем ниже ритмичность выполнения плана, поскольку под ритмичностью понимается степень соответствия фактического объема продаж с плановой задолженностью:
среднее квадратическое отклонение
(1.12)
коэффициент вариации
υ= (1.13)
коэффициент равномерности
Кравн = 100 –υ (1.14) где х – % выполнения плана в каждом периоде;
х – средний % -т выполнения плана;
n – количество периодов.
Оценку ритмичности следует проводить за несколько последних лет, для того чтобы установить тенденцию выполнения плана.
Оценка равномерности выполнения плана проводится по аналогичной методике, только вместо х берут удельный вес каждого периода в общей сумме розничного товарооборота, при этом под равномерностью следует понимать распределение розничного товарооборота по равнозначным периодам равными объемами.
Важным этапом анализа розничного товарооборота является проведение факторного анализа. Основными факторами оказывающими воздействие на изменение розничного товарооборота являются:
1) цена и физический объем:
Ø влияние p: (1.15)
Ø влияние q: (1.16)
2) обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность их использования:
РТО= Среднесписочная численность () * ПТ (1.17)
∆ТО ()= ∆ *ПТ0
∆ТО (ПТ)= Ч1 * ∆ПТ
3) обеспеченность основными средствами (ОС) и эффективность их использования:
РТО= Средняя стоимость ОС () * ФО (1.18)
∆ТО()= ∆ *ФО0
∆ТО(ФО)= ∆ФО *ОС1
4) обеспеченность материально-технической базой и эффективность ее использования:
РТО= *ТО на 1 (1.19)
РТО()= ∆ * ТО на 10
РТО(ТО на 1)= ∆ ТО на 1 * 1 и другие.
В ходе анализа товарных запасов решаются следующие задачи:
1. Оценивается соотношение фактических товарных запасов с данными нормативов;
2. Изучается динамика товарных запасов в ассортиментном разрезе;
3. Определяется влияние товарных запасов и эффективность их использования на изменение товарооборота.
4. Разрабатываются мероприятия по обновлению ассортиментной политики организации и повышению эффективности использования товарных ресурсов. [5, с.45]
Основными источниками информационного обеспечения анализа товарных запасов являются:
Ø бухгалтерская отчетность: форма №3 «Отчет о расходах по реализации». В данной форме содержится справка, в которой представлена информация об остатках товаров по розничной, оптовой торговле и заготовкам, а также о розничном товарообороте;
Ø статистическая отчетность: форма № 1торг, № 3 торг (в форме №3 торг (годовая) показаны остатки товарных запасов на начало и конец отчетного периода в разрезе ассортимента, а в форме №1 торг (месячная) показаны средние остатки товарных запасов (приложение 3,4).
Анализ товарных запасов проводится с учетом их назначения, местонахождения, товарного состава, а также с делением на нормируемые и ненормируемые. Анализ товарных запасов позволяет определить обеспеченность товарами (их недостаток или излишек) отдельных торговых организаций (предприятий) и выявить особенности спроса населения на некоторые товары, также анализ должен показать, как товарные запасы в целом и по каждой группе товаров обеспечивают нормальное развитие товарооборота.
Вначале необходимо проанализировать нормируемые товарные запасы, для чего следует их фактическую сумму сопоставить с нормативом.
Одним из основных моментов анализа товарных запасов является сравнение их фактических остатков по отдельным товарным группам, а также внутри товарных групп.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.