Анализ доходов в торговле и пути его совершенствования (на материалах Климовичского райпо Могилевского облпотребсоюза), страница 2

Товарные группы

Розничный товарооборот

Средний уровень доходов за 2006 год, %

Откло-нение по структуре, %

Процентное число

Годы

2006

2007

сумма, млн.р.

удельный вес, %

сумма, млн.р.

удельный вес, %

Продовольственные товары

13156.9

82.4

15332.2

79.83

16.70

-2.57

-42.89

Непродовольственные товары

2809.7

17.6

3873.8

20.17

25.63

2.57

65.96

ИТОГО

15967

100

19205

100

18.27

-

0.23

За счет роста  доли непродовольственных товаров на 2,57%, уровень дохода возрос на 0,23 % в целом по торговой отрасли((-42,89+65,96)/100), а сумма дохода увеличилась на 44,2 млн р. ((0,2319205)/100).

Обобщим полученные результаты в таблицу 5 и подсчитаем общую сумму резервов роста доходов по розничной торговле Климовичского райпо на 2008 год в таблице.

Таблица 5

Обобщение прогнозных резервов роста доходов по розничной торговле Климовичского райпо на 2008 год

Наименование прогнозных резервов роста дохода

Размер потенциальных возможностей

Объяснение

сумма, млн  р.

уровень, в % к обороту

1. Совершенствование структуры розничного товарооборота

32,3

0,16

За счет увеличения удельного веса непрод. товаров на 2%  в общем объеме Т/О

2. Оптимизация выбора источников

поступления товаров

56,45

0,28

За счет увеличения уд. веса прямых поставок на 3%

Продолжение табл. 5

3. Оптимизация структуры розничного товарооборота в разрезе социально-значимых и других товаров

34,3

0,17

За счет увеличения уд веса др товаров с более высокой торговой надбавкой на 4,9%

4. Доход от реализации отдельных групп товаров всего:

736,4

3,66

За счет реализации отдельных групп товаров с более высокими торговыми надбавками.

а) продовольственные товары

543,6

2,7

б) непродовольственные товары

192,8

0,96

Всего

859,5

4,27

Исходя из полученных данных  в таблице  5 можно сказать о том, что доходы по розничной торговле Климовичского райпо возрастут на 4,27% или на 859,5 млн р., за счет:  совершенствования структуры розничного товаро­оборота на 32,3 млн р., оптимизации  выбора источников поступления това­ров на 56,45 млн р., оптимизации структуры розничного товарооборота в разрезе социально-значимых и других товаров на 34,3 млн р., увеличения  доход от реализации отдельных групп товаров на 736,4 млн р., что положи­тельно скажется на деятельности розничной торговли и райпо в целом

Проследим расчет прогнозных показателей на 2008 год по Климовичскому райпо в таблице 6.

Таблица 6

Расчет прогнозных показателей по Климовичскому райпо на 2008 год

Показатели

Сумма,  млн р.

Расчет

Точка безубыточности

 (Тбез. 2008 год)

18863,16

 Прибыль минимальная,

 (Пmin)

125,9

 Точка минимальной рентабельности,

 (Тmin. рент.)

21645,4

 Маржинальный доход,

(МД)

2772

84 + 2688 ;

 Доля  маржинального дохода в товарообороте, (Доля мд в рто), %

12,8

2772 / 21645,4 * 100

Порог рентабельности, (ПР)

21000

2688 / 12,8 * 100;

 Запас финансовой прочности, (ЗФП), %

2,9

где  – объем товарооборота, обеспечивающий безубыточную деятельность организации, р.;

 – сумма постоянных расходов на реализацию товаров, р.;

 - уровень доходов от реализации (без отчислений), %;

 - уровень расходов переменных на реализацию товаров, %.

где К – величина авансированного капитала млн р;

      Рmin  - рентабельность минимальная %;

      Сn – величина налогов взимаемых из прибыли %.

   

         где  – сумма постоянных расходов на реализацию товаров, р.;

УД  –   уровень доходов от реализации (без отчислений), %;

                – уровень расходов переменных на реализацию товаров, %;

               Пmin – минимальная прибыль млн р.

                                               МД = Пр от реа-ии + Рпост                                    

где МД - маржинальный доход млн р.;

     Пр от реа-ии – прибыль от реализации млн р.;

   Рпост сумма постоянных расходов на реализацию товаров, р.

                                        ПР = Рпост / Дм                                                            

 

где Дм – доля маржинального дохода в розничном товарообороте.

Исходя из полученных данных в таблице 6 можно сделать вывод о том, что полученный запас финансовой прочности в размере 2,9% говорит о том, что при снижении розничного товарооборота Климовичского райпо на 2,9%, данная организация не получит прибыль, соответственно рентабельность будет равна нулю, если же розничный товарооборот снизится больше чем на 2,9% –– организация получит убытки.

Таким образом разработан комплекс мероприятий по увеличению доходов от торговой деятельности и улучшению хозяйственной деятельности в целом по райпо:

Ø  оснащение магазинов не просто холодильным оборудованием, а секционным, что позволит увеличить объем продажи быстрооборачиваемых групп товаров, требующих специального температурного режима хранения. Это такие товары как мясо и птица, колбасные изделия, майонез, мороженное, цельномолочная продукция и др.;

Ø  анализировать, и предотвращать появления упущенной выгоды за счет которой можно получить дополнительный доход;

Ø  пересмотр схем продвижения товаров от производителя до потребителя, то есть сокращения торговых звеньев, формирование торгового ассортимента с более высокими торговыми надбавками, ускорение оборачиваемости товаров;

Ø  увеличение закупок товаров у поставщиков, продукция которых пользуется повышенным спросом у населения;

Ø  использование системы скидок по договоренности с поставщиками за счет закупки больших партий товаров, при сезонных  и предпраздничных распродажах по существенно сниженным ценам, в связи с установлением постоянных связей, а так же др. случаях;

Ø  продление режима работы сельских магазинов в весенне-летний период;

Ø  совершенствование структуры розничного товарооборота, увеличение в его объеме удельного веса непродовольственных товаров.

Для увеличения доходов кооперативной торговли, увеличения объема реализации непродовольственных товаров в 2008 году необходимо предусмотреть в розничных торговых объектах района наличие фирменных секций с отечественными поставщиками-изготовителями, такими как: ОАО «Горизонт», ОАО «Мотовело»,  Минский часовой завод «Луч», фабрика «Славянка», ОАО «Витязь» и др.

Таким образом  при реализации намеченных мероприятий Климовичское райпо получит дополнительный размер доходов от реализации, сможет улучшить все количественные и качественные показатели и укрепить конкурентные позиции райпо на рынке товаров и услуг.

Доклад окончен. Спасибо за внимание.