4. Расчёт эквивалентного уровня звука (дБА) в машинном отделении теплохода при различных энергетических установках.
5. Расчёт тепловыделений в помещениях и выбор вентилятора или кондиционера: для кабин управления перегрузочной техникой, пульта управления гидротехническим сооружением, кабин управления технологическим процессом и для судового помещения.
6. Расчёт общего освещения помещений при установке ламп накаливания и люминесцентных ламп.
7. Расчёт наружного освещения причала, дороги, проезда, площадки, склада при расположении светильников с одной и с двух сторон освещаемой площади и освещения камеры шлюза.
8. Расчёт наружного освещения прожекторами при установке четырёх или двух мачт.
9. Расчёт заземления трансформаторной подстанции, подкрановых путей, технологического оборудования.
10. Расчёт внешнего шума судна при различных энергетических установках.
11. Защита от заражения сильнодействующими ядовитыми веществами.
12. Защита от радиационного поражения.
13. Устойчивость объектов от взрыва.
14. Расчёт комбинированного освещения помещений.
15. Расчёт уровней шума в посту управления судном.
Электронный курс лекций «Безопасность жизнедеятельности»
Электронный курс лекций разработан в Power Point. Он включает три раздела: теоретические основы безопасности жизнедеятельности; опасности, угрожающие человеку, и средства защиты; чрезвычайные ситуации, и предназначен для чтения общего семестрового курса БЖД для всех специальностей и специального курса для электротехнических специальностей. Он может быть дополнен разделом «Безопасность в отрасли» для других специальностей. Электронные лекции демонстрируются с помощью компьютера и проектора в мультимедийном классе. Используется анимация. Возможно также чтение лекций с показом слайдов через обычный проектор.
Статистические данные по электронному курсу лекций:
Глав 4
Вопросов 60, 71
Формул 89
Рисованных объектов 150
Сканированных объектов 113
Файлов 76
Слайдов 465
Папок 16
Дискет (1,44 Мб) 16
Размер материала, Мб 19
Опыт чтения электронного курса лекций показал ряд существенных преимуществ по сравнению с обычными, чисто речевыми лекциями:
· Существенная экономия учебного времени, так как не происходят его затраты на рисование схем и написания формул на доске.
· У слушателей, кроме слухового анализатора, более интенсивно работает зрительный анализатор, что обеспечивает качественное усвоение материала.
· Не требуется многократное повторение отдельных фрагментов лекции из-за потери внимательности слушателей и разной скорости конспектирования материала.
· Студент видит излагаемый материал и может сам выбирать основные положения, которые надо занести в конспект, а также преподаватель в зависимости от методики чтения озвучивает основные положения курса.
· Наличие анимации делает более доходчивыми и понятными схемы и рисунки.
· Так как излагаемый материал появляется на экране постепенно, внимание слушателей не распыляется, а усвоение материала происходит в логической последовательности.
· Преподаватель может регулировать, в зависимости от аудитории, скорость чтения лекции и оперативно корректировать излагаемый материал, дополняя его новыми положениями.
· Возможность показа большого количества иллюстраций делает лекцию живой и интересной для студентов.
· При демонстрации лекции можно, используя дополнительные программы, выполнять расчёт примеров, проводить анализ результатов.
Электронный экзамен и зачёт по курсу БЖД
Разработана программа электронного экзамена и зачёта с использованием логических функций.
Задание на экзамен и зачёт включает 8 вопросов из различных частей курса, включая задачу, которая решается также с использованием компьютера. Студенты электротехнических специальностей (68 лекционных часов) сдают электронный экзамен по общему курсу и специальному. Для получения оценки «Отлично» на экзамене по общему курсу необходимо правильно ответить на все 8 вопросов, а для специальностей ЭТ – на 10 вопросов из 11. Оценка «Хорошо» ставиться при семи правильных ответах, «Удовлетворительно» – при шести правильных ответах, а «Неудовлетворительно» - при трёх неправильных ответах по общему курсу.
Положительным результатом при сдаче зачёта по общему курсу БЖД считается пять правильных ответов из восьми.
Опыт применения такого метода контроля показал, что обеспечивается более объективная оценка знаний студента, так как вопросы охватывают различные разделы курса, а использование студентом дополнительных материалов для ответа, практически исключено. При выставлении оценки студент видит результаты своего ответа на каждый вопрос.
Электронный журнал посещаемости занятий и учёта выполнения лабораторных работ
Разработана форма учёта выполнения лабораторных работ и их защиты, что позволяет создать базу данных по оценке успеваемости.
Основные выводы
Опыт использования Образовательного компьютерного проекта «Безопасность жизнедеятельности» показал следующее:
· В значительной степени повышается интерес студентов к изучаемой дисциплине и качество обучения.
· Сокращается время на выполнение расчётной части лабораторных работ, что даёт возможность уделить больше внимания содержательной части темы.
· Более рационально используется лекционное время.
· Преподаватель может оперативно корректировать и обновлять излагаемый курс.
· Повышается компьютерная грамотность студентов.
· Внедряются современные технологии обучения.
· Образовательный компьютерный проект может быть использован для дистанционного обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».
В разработке ОКП принимала участие Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности.
Автор выражает глубокую благодарность за поддержку и содействие президенту МАНЭБ заслуженному деятелю науки и техники РФ д.т.н., профессору Олегу Николаевичу Русаку.
С образовательным компьютерным проектом можно ознакомиться в Санкт-Петербургском государственном университете водных коммуникаций (СПГУВК) на кафедре Охраны водных ресурсов и безопасности жизнедеятельности (ОВР и БЖД) по адресу:
198035, Санкт-Петербург, Двинская ул., д. 5/7
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.