Газодинамический расчет турбореактивного двигателя: Методические указания к курсовому проектированию, страница 2

            Число  и ширина  ступеней определяют ( рис. 1 ) длину компрессора

         

которая в первом приближении может рассчитываться по формуле

          ( 14 )

где  и  - ширина первой и последней ступеней.

В ступени осевого компрессора воздух сжимается в лопатках рабочего колеса и спрямляющего аппарата. В связи с этим в рабочем колесе изменяется ( рис. 3 ) как абсолютная скорость от  на входе до  на выходе, так и относительная от  до  и с учетом кинематики потока работа ступени равна

       ( 15 )

            Отношение работы сжатия воздуха в лопатках рабочего колеса, которая характеризуется изменением кинетической энергии  газа в относительном движении, ко всей работе  сжатия газа называется степенью реактивности ступени:

                   ( 16 )

            При величине = 0,5 обеспечиваются наибольшие значения напора и КПД ступени и, поэтому, данная величина рекомендуется для всех ступеней компрессора. Кроме того, при = 0,5 получаются идентичными профили лопаток рабочего колеса и спрямляющего аппарата, что облегчает их изготовление.

2.2 Методика расчета первой ступени компрессора

            Для увеличения напорности и уменьшения числа ступеней компрессора на наружном диаметре  рабочего колеса первой ступени устанавливается максимально допустимая окружная скорость , которая в дозвуковой ступени ограничивается условием обтекания лопаток воздухом без образования скачков уплотнения и составляет 340 – 370 м/с.

            Для уменьшения поперечных габаритов компрессора на входе в первую ступень устанавливается максимально допустимая осевая скорость  которая, как отмечалось в п. 2.1, составляет 170 – 200 м/с, и минимальный внутренний диаметр  рабочего колеса ( диаметр втулки ), который ограничивается величиной относительного диаметра втулки  При дальнейшем уменьшении  выигрыш становиться незначительным, но возникают трудности с размещением на втулке колеса достаточного количества замков лопаток и, кроме того, с уменьшением  уменьшается на среднем диаметре окружная скорость

               ( 17 )

и, соответственно, увеличивается коэффициент нагрузки

                    ( 18 )

величина которого, для исключения чрезмерной закрутки  воздуха, т. е. для получения достаточно высокого КПД, в первой ступени не должна превышать 0,26 – 0,36.

            При выборе осевой скорости  необходимо также учитывать следующие ограничения по коэффициенту расхода

                 ( 19 )

            Далее на входе в рабочее колесо определяются:

окружная составляющая скорости движения воздуха

            ( 20 )

абсолютная скорость движения воздуха

                            ( 21 )

относительная скорость движения воздуха

             ( 22 )

скорость распространения звука

                    ( 23 )

где температура  - температура заторможенного перед компрессором воздуха и  и  - показатель адиабаты и газовая постоянная для воздуха, и число

                             ( 24 )

по величине которого проверяются условия обтекания лопаток рабочего колеса первой ступени воздухом, и которое на среднем диаметре колеса не должно превышать 0,8. Если  получится больше допустимого, то необходимо несколько уменьшить окружную скорость и осевую скорость

            По выбранным и полученным данным строится план скоростей ( рис.  3 ) с допущением того, что осевая скорость  движения воздуха вдоль ступени остается неизменной, т. е. , и с учетом того, что при степени реактивности = 0,5  скорости

 и

где - окружная составляющая относительной скорости  движения воздуха на выходе из лопаток рабочего колеса.

            На входе в рабочее колесо первой ступени площадь  проточной части компрессора определяется по формулам ( 1 ) – ( 4 ), где  - расход воздуха,  - давление и  - температура заторможенного воздуха.

            По величине  и выбранному значению  по формулам ( 10 ), ( 11 ) и ( 5 ) определяются диаметры колеса: , ,  и высота рабочей лопатки первой ступени

            На основании опытных данных для первой ступени компрессора удлинение лопатки

                             ( 25 )

и густота лопаточной решетки

                            ( 26 )

откуда находятся хорда профиля лопатки  и шаг лопаток на колесе .

            В зависимости от высоты лопатки  выбирается также ширина первой ступени

                    ( 27 )

Далее находится число лопаток рабочего колеса

                        ( 28 )

и частота вращения ротора

                  ( 29 )

2.3 Методика расчета последней ступени компрессора

            Геометрические размеры последней ступени рассчитываются на выходе из спрямляющего аппарата, т. е. в сечении  ( рис. 1 ), где из энергетического расчета известны температура  и давление  заторможенного воздуха и из п. 2.1 осевая скорость  , которая практически по величине и направлению равны абсолютной  . По этим данным и формулам ( 1 ) – ( 4 ) определяется площадь  проточной части и далее по формулам ( 5 ) – ( 11 ) размеры: , , , и .

            По статистическим данным в спрямляющем аппарате последней ступени:

            удлинение лопатки

                        ( 30 )

            густота лопаточной решетки

                          ( 31 )

            и ширина ступени

                   ( 32 )

            Число лопаток спрямляющего аппарата последней ступени находится по формуле

                          ( 33 )

2.4. Пример газодинамического расчета компрессора

            В соответствии с данными энергетического расчета:         и теплофизических свойств воздуха: