Также рассмотрены вопросы безопасности жизнедеятельности, природопользования и охраны окружающей среды для данного проекта, соответствующие современным нормам эксплуатации предприятия.
В полной мере рассмотрены все основные пункты дипломного проекта, выполнена графическая часть.
Данные проекта могут быть использованы в современных разработках в области газотурбинных двигателей и могут считаться перспективными для будущего развития данной области. Возможно дальнейшее усовершенствование спроектированного газотурбинного двигателя. Так, например, для получения более высоких показателей эффективности, в дальнейшем может быть рассчитан парогазовый цикл с использованием данного ГТД.
8 Проект муфты между силовой турбиной и электрогенератором
Расчитывается упругая подвижная муфта – эти муфты характеризуются наличием упругого элемента, за счет деформации которого осуществляется взаимное перемещение деталей муфты, необходимых для компенсации смещения осей ведущего и ведомого валов.
Упругие муфты имеют следующие свойства.
1) Способность смягчать толчки и удары. Кинетическая энергия удара при этом частично поглощается и переходит в тепло, частично аккумулируется упругими элементами, превращаясь в потенциальную энергию деформации.
2) Упругие муфты могут служить средством защиты от резонансных крутильных колебаний, возникающих в механизме вследствие неравномерности вращения.
3) Упругие муфты допускают сравнительно большие смещения осей соединяемых валов. При этом, благодаря деформации упругого элемента, валы и опоры нагружаются сравнительно малыми силами и моментами.
Упругие муфты характеризуются:
1) жесткостью (или обратной величиной — податливостью), представляющей собой зависимость относительного угла поворота полумуфты от величины крутящего момента Мкр;
2) демпфированием, т. е. способностью необратимо поглощать механическую энергию;
3) энергоемкостью, представляющей собой работу упругой деформации муфты при действии некоторого крутящего момента. Энергоемкость является сравнительной характеристикой муфт и не может быть использована при динамических расчетах машин с упругой муфтой.
Жесткость муфты С определяется как производная от крутящего момента по углу закручивания и является величиной переменной, зависящей от φ. Характер этой зависимости определяется конструкцией муфт. В линейной муфте крутящий момент пропорционален углу закручивания φ.
Жесткость упругих муфт зависит от многих факторов, в том числе и от качества изготовления, и часто задается в виде графиков. При работе упругих муфт всегда имеют место потери энергии на трение (внутреннее и внешнее), сопровождающее деформацию ее упругих элементов и их перемещение относительно других элементов.
Отношение энергии, потерянной за один цикл нагружения муфты, к работе сил упругости за четверть периода называется коэффициентом демпфирования φ,
Для расчета выбирается муфта с металлическими упругими элементами. Эти муфты отличаются высокой несущей способностью и возможностью работы в широком температурном интервале, однако они сложны по конструкции, дороги и обычно требуют постоянного контроля при эксплуатации.
Муфта со змеевидными пружинами (рис. 8.1).
Полумуфты соединяются упругим элементом, выполненным в виде змеевидной пружины, расположенной па цилиндрической поверхности.
Муфта состоит из полумуфт, имеющих зубья специальной формы, между которыми помещается змеевидная пружина. Для предохранения пружины от выпадения и удержания смазки (обычно густой) служит кожух.
Рисунок 8.1 – Муфта со змеевидными пружинами
Пружина является наиболее ответственной деталью муфты. Она изготовляется из пружинной стали с пределом прочности σвр = 170 кгс/см2. Такие муфты отличаются высокой надежностью в работе и малыми габаритами. Эти свойства и обусловили довольно широкое распространение их главным образом в тяжелом машиностроении (прокатные станы, паровые турбины и т. п.), несмотря на некоторую сложность конструкции, нетехнологичность ее и необходимость контроля в эксплуатации (рис 8.2).
Рисунок 8.2 – Форма зубьев и пружины
Муфты допускают смещение осей соединяемых валов: осевое — от 4 до 20 мм, параллельное — от 0,5 до 3 мм, угловое — до 1° 15' (большие значения для больших муфт).
Муфты имеют линейную характеристику.
Зубья муфт постоянной жесткости имеют. Расстояние между линиями упора пружины па зубья постоянно и не зависит от величины крутящего момента.
Расчет линейных муфт производят в предположении: 1) что пружина представляет собой замкнутый контур; 2) из-за малости размеров сечения пружины по сравнению с диаметром ее расположения Dcp пружина лежит на плоскости.
В точках А, С и Е выпуклость кривой переходит в вогнутость, поэтому в этих точках радиус кривизны р = ∞ и изгибающий момент Мн = 0 (рис. 8.3)
Рисунок 8.3 Расчетные схемы пружины линейной формы
Рассечем пружины плоскостью, перпендикулярной оси муфты и совпадающей с линией 00. В этих сечениях пружины существуют только перерезывающие и сжимающие (растягивающие) силы. Таким образом, отдельный полувиток рассматривают как арку, шарнирно укрепленную у основания и нагруженную силами от зуба.
Зависимость угла поворота полумуфт φ от величины крутящего момента Мкр для линейной муфты определяется выражением
0,08 0
,где z = 53 –число зубьев;
а = 7см; l = 12 см; и t = 3 см – из распределения нагрузки;
Е = 2.106 МПа – модуль упругости;
J = см4 - момент инерции поперечного сечения пружины;
Dср = 59 см – средний диаметр;
b=10 см; h = 1 см – высота и ширина поперечного сечения пружины.
При достижении крутящим моментом предельного значения пружина коснется внутренней грани зуба и муфта практически станет жесткой. Для этого случая
,где α — угол наклона грани зуба к оси муфты.
Максимальные напряжения изгиба имеют место в точке b
21,4 МПа<
< = 50 МПа
Следовательно пружина проходит по условию прочности на изгиб.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.