Порядок каждения для диакона на всенощной:

Страницы работы

14 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ПОРЯДОК КАЖДЕНИЯ ДЛЯ ДИАКОНА НА ВСЕНОЩНОЙ:

1) На 103 псалме: кадит Предстоятель (седьмичный), диакон предходит впереди со свечой; священник либо сам благословляет кадило, либо берет благословение у архиерея. Кадит Св. Престол с 4-ох сторон (с каждой стороны 3 раза, на 2-ом разе поясной поклон, диакон со свечой кланяется с противоположной стороны Престола, затем ходит везде впереди священника), Горнее место, правую сторону Алтаря, затем левую, с Горнего места через Семисвещник – образ Спасителя над Царскими Вратами; (если есть архиерей – то его 3 по трижды) Наместника ( настоятеля ), всё духовенство в Алтаре по ту и по другую сторону. Священник становится у Престола, диакон на Амвоне: «Востаните» и входит опять в Алтарь. Хор: «Св. Вл. благослови». Священник: «Слава Святей…». Духовенство в Алтаре поют: «Приидите поклонимся…». На последнем «Приидите поклонимся…» младший диакон, взяв свечу у старшего диакона, выходит Царскими вратами на Амвон, на правую сторону, и когда священник кадит правую сторону иконостаса, диакон переходит на правую, кланяясь перед каждой иконой, которую кадит священник, затем переходит на левую; когда священник кадит клиросы: правый, левый и народ. Диакон стоя слева от священника, кланяется в сторону, куда кадит батюшка, затем идут кадить влево по храму иконы, народ, впереди диакон со свечой…. и восходя на Амвон кадят Цар.врата, местные иконы Спасителя и Б. Матери; входят в алтарь Цар.вратами, диакон - вперед на Горнее место, священник кадит Престол, диакон подходит, берет кадило, целуя руку священника, крестится, кланяется на Горнее место, священнику, отдает кадило, свечу пономарю и закрывает Царские врата. Если архиерей или наместник, то священник с диаконом с Горнего места кадят его 3-жды, кадит диакона, диакон – священника, крестятся, кланяются и становятся к Престолу, закрыв Царские врата.

2) На «Господи воззвах…» Два (или один) диакона, взяв кадила, крестятся на горнем месте, кланяются Предстоятелю и спрашивают благословения на кадило: «Благослови Владыка кадило» (Если архиерей – «Благослови Преосвященнейший Владыко кадило»). Получив благословение, кадят Престол с 4-ох сторон, Горнее место, правую и левую сторону алтаря, образ Спасителя над Цар.вратами с Горнего места, Предстоятеля, наместника, (если есть архиерей, то его трижды вдвоём). Потом каждый на своей стороне – духовенство в алтаре, выходят из алтаря на амвон боковыми дверями (если один диакон – выходит северной дверью, кадит правую, левую сторону иконостаса), кадят Цар.врата, каждый свою сторону иконостаса, затем клиросы, народ, каждый свою сторону; если два диакона, расходясь каждый в свою сторону, кадят весь храм (иконы, народ), встречаясь у притвора, идут к алтарю, кадят икону на аналое в центре храма. Восходя на амвон, кадят Цар. Врата, местные иконы и входят в алтарь боковыми дверями, кадят Престол, с Горнего места – Предстоятеля или архиерея трижды, крестятся, кланяются на Горнее место, Предстоятелю, друг другу, отдают кадило, и отходят на своё место перед Престолом. Если один диакон, то он после каждения клиросов и народа слева направо, кадит весь храм начиная слева… и т.д. (и заканчивает каждение якоже указася выше).

3) На Входе с кадилом на «и ныне» (когда поется догматик)1): ( Зажигаются свечи на Престоле, паникадила), отверзаются Царские врата диакон с Предстоятелем крестятся, кланяются друг другу (если выход совершается соборно, то диакон и священники кланяются Предстоятелю). Диакон, беря кадило и говоря: «Господу помолимся», обходят вместе с ним справа престол к Горнему месту, крестятся, кланяются на Горнее место и друг другу, священник читает молитву входа, исходят слева от Престола через северную дверь на солею и на амвон, становятся перед Царскими вратами. Диакон кадит Царские врата, местные иконы Спасителя и Божией Матери, кадило берет в левую руку, правой, беря орарь, крестится со всеми, кланяясь алтарю и Предстоятелю. Затем, став справа у врат, боком, наводя правой рукой с орарем на Царские врата, говорит в полголоса: «Благослови Владыка, святый вход», после благословения входа диакон кадит Предстоятеля, священников. Став посреди (пока хор поет догматик) кадит икону Богоматери, далее став во вратах и, начертывая кадилом крест, возглашает велегласно, но не борзяся: « Премудрость, прости», входит кадя Престол с 4-ох сторон (Горнее место и Предстоятеля). Все, вошедшие в алтарь с Предстоятелем и диакон с левой стороны Престола (закончивший там каждение), крестятся 2-ды, прикладываются Престолу и кланяются (диакон в том числе) Предстоятелю. Предстоятель отходит с диаконом к Горнему месту, крестятся, кланяются друг другу (диакон тут одновременно отдает пономарю кадило) и становятся по обе стороны Горнего места лицом к народу. Диакон, дождавшись конца пения хора «Свете тихий», кланяется Предстоятелю и возглашает: «Вонмем»; иерей – «Мир всем»; хор: - «И духови Твоему»; диакон: - «Премудрость, вонмем». Канонарх посреди храма возглашает вечерний прокимен дня. В конце прокимна диакон и Предстоятель с иереями крестятся, кланяются на Горнее место, друг другу и отходят к Престолу от Царских врат. В это время закрываются Царские врата, крестятся, кланяются и прикладываются к Престолу, кланяются друг другу (вернее все кланяются Предстоятелю) и расходятся каждый на свои места.

4) На Литии: на вечерне в конце просительной ектинии монашествующее духовенство в епитрахилях собираются к Престолу во главе с о. наместником, крестятся, прикладываются к Престолу, кланяются Предстоятелю - наместнику (к этому времени кланяются и два диакона с Горнего места, испрашивая благословение на кадило, которые закончили к этому моменту две ектиньи: сугубую и просительную). После поклона Предстоятелю и получения благословения на кадило, наместник и все духовенство выходят боковыми дверями на амвон и солею, где также крестятся и кланяются ему, и исходя за ним в притвор храма, где в свою очередь выстраиваются по обе стороны, крестятся и кланяются наместнику вместе со старшими за ними диаконами, которые становятся лицом к алтарю, готовясь провозглашать литийные молитвы. В это время хоры под канонарха поют литийные стихиры. Вышедшие за старшими диаконами младшие диакона с кадилами на амвон начинают каждение: Царские врата, иконостаса правую и левую стороны, выходят на середину храма и кадят икону на аналое. Затем, подойдя к духовенству, кадят Предстоятеля, все духовенство, снова возвращаются на амвон, откуда кадят клиросы и народ, каждый свою сторону, начиная с края и сходясь к середине; поворачиваясь кадят Царские врата местные иконы Спасителя и Богородицы и идут на середину храма для каждения иконы на аналое, и, подойдя немного к духовенству, кадят Предстоятеля. Далее, поворачиваясь к алтарю, крестятся; кланяются Предстоятелю, друг другу и отдав пономарям кадила (на чем и заканчивается каждение), становятся по обе стороны со старшими диаконами провозлашать литийные молитвы. Если диаконов хватает, то они могут сразу уходить в алтарь боковыми дверями, чтобы после «Ныне отпущаеши» и Трисвятого по «Отче Наш» на возгласе открыть Царские врата1).

Похожие материалы

Информация о работе