БИЛЕТ № 10
Понятие о критических методах изучения Библии.
· Казусы:
Бытие 36
31 Вот цари, царствовавшие в земле Едома, прежде царствования царей у сынов Израилевых:
Эту фразу мог написать только человек живший во времена Царей Израиля, или например вот:
Второзаконие 34
10 И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу,
Писать о себе в третьем лице, да еще о своей смерти, это знаете ли нужно жить вне тела. Знать же, что место твоей могилы неизвестно будет, это то же странновато. Потом упоминание хананеев, которых во времена Моисея, как народа еще и в помине не было. Таких нестыковок в тексте Ветхого Завете накопилось изрядно, что бы на это не обратили свое внимание въедливые личности.
· Впервые сомнения относительно авторства Моисея возникли у талмудиста Ибн Эздры. В начале 17 в. было выдвинуто предположение, что некоторые части Торы могли быть написаны не Моисеем. Самыми сильными были аргументы Спинозы, он даже в качестве составителя указывал на Ездру. Аналогичные мысли высказывал философ Гоббс в своей работе «Левиафан», он утверждал, что Моисею принадлежит совсем незначительная часть Пятикнижия. Следующий этап открыл Виктор Иострюк в 1911г. заметив, что часть текстов содержит обозначение Бога как тетраграмма Яхве(Иегова), другая часть текстов – слово Бог(Элогим). Следовательно составитель пользовался двумя различными источниками и не принадлежат составителю. Дальнейшее развитие теория фрагментов получила в трудах Эвальда, который утверждал, что в семье Элогистов есть особенная редакция текстов носящая ярко выраженный жреческий отенок и по его мнению вышедшая из среды еврейского духовенства. В последующем выделили еще в отдельный источник и Второзаконие. Условно Пятикнижие состоит из четырех источников, все это выглядит так (с буквенным обозначением): Ягвист (первоначальный историк); Элогист – «Е» (второй историк, на столетие позже); Жреческий кодекс – «Р» (был написан в Вавилонском плену); Второзаконие – «Д» (в 7в. до Р.Х.). Обобщил все это историк и богослов, граф Вельгаузен в 1878г., в так называемой документальной доктрине, однако современные археологические исследования показывают, что основные источники Пятикнижия имеют свое происхождение в устной традиции.
· Об археологических изысках зри в лекциях о.Николая Соколова стр.24, 25.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.