ОД в раннем средневековье
В системе Филона Бог есть бытие как таковое, запредельное человеческому разуму, но самоочевидное. Франк указывает, что всё учение Филона представляет собой развитие ОД. Но у Филона это самодостаточное, всеобъемлющее, непознаваемое бытие лишено личностных признаков./ /Франк С.Л. К истории онтологического доказательства с.568-569/.
Не так у блаженного Августина. В этой системе Бог есть единственное истинно-сущее, по отношению к которому естественное бытие является производным.Кроме того, Бог есть живая Истина, кладущая начало любому познанию. «Истинно Сущее, будучи не только Сущим, но и Истиной, условием не только всякого бытия, но и всякого знания, тем самым стоит выше всякого сомнения и в качестве «внутреннего света» несёт в самом себе основания своего бытия. //Франк С.Л. К истории онтологического доказательства с.574/
Разработка онтологического доказательства архиепископом Ансельмом Кентерберийским.
Бонавентура об онтологическом доказательстве бытия Бога.
Николай Кузанский о
Декарт
«Декартово cogito ergo sum само уже есть онтологическое доказательство» / Франк Предм.зн с.551/.
Кант
Шеллинг
Гегель
Современное богословие о
Суть онтологического аргумента.
Логическая сущность ОДББ: понятие о Всесовершенном («То, больше чего нельзя помыслить») и утверждение о Его нереальности логически несовместимы.
Невозможно человеку самому выработать идею о Том, Кто выше его разума.
В ОД «утверждается наличность такого содержания знания, в отношении которого бытие и мыслимость, или существование» и «сущность» настолько непрерывено связаны между сосбой, что невозможно признанватть вторую, не признавая вместес тем и первого»./ Франк Предм.зн с.549/
В ОД утверждается мысль очевидная и потому «никакое ОД не м.б. доказательством в смысле выведения утверждаемого им положения из каких-либо других истин, логически ему предшествующих; ОД, утверждая наличность в себе самом обоснованного, первично необходимого бытия, тем самым не может признавать его производным от чего-либо иного. Поэтому онтологическое доказательство в качестве доказательства, т.е. опосредованного знания может лишь либо состоять в восхождении от следствий к основанию, от proteron pros imas к protern ti fusei, либо же быть апагогическим доказательством, т.е. долказывать немыслимость противоположного допущения. Вообще говоря, доказательство это заключается всегда в наведении мысли (многообразными средствами) на утверждаемую самоочевидную истину» / Франк Предм.зн с.549/
Споры вокруг онтологического аргумента.
Критика ОД мон. Гаунилоном, Фомой Аквинским и Кантом.
Монах Гаунилон, приор монастыря в Мармутье, в книге «Liber pro insipiente»(Книга в защиту безумца» сформулировал фозражения на онтологическое доказательство выдвинутое Ансельмом. Фокин. Ансельм с.480./ Из одного понятия о предмете, превосходящем другие ещё не следует его существование. / Фокин. Ансельм с.481./
Например,
Критика Гегелем кантовских опровержений.
С.Л.Франк об особенностях плотиновского варианта ОД
Выводы.
В диалоге Церкви и мира одним из важнейших пунктов является проблема соотношения науки и религии, веры и разума. В.П. Лега указывае на 4 комбинации:
а) верю, чтобы понимать
б) верую, ибо абсурдно
в) понимаю, чтобы верить
г) концепция двух истин. /Лега. Реферат. С.7/
Доказательства бытия Бога излишни обладающему верой, ибо вера убеждает непреложно. Излишни они и в полемике с атеистами, так как имеют основания, аксиомы, которые , как известно, тоже следует принимать на веру. Кроме того, наличие бытия чего бы то ни было недоказуемо. В основе гносеологии, как известно, лежит допущение бытия того или иного предмепта, подлежащего познанию. Далее, Бог выше всякого бытия, и потому требовать доказательства Его бытия просто нелепо.
«Любое доказательство возможно лишь как логическое, т.е.
Материалы к реферату
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.