Краткое формулирование понятий биосферы и техносферы. Примеры должного отношения человека к природе из Священного Писания, страница 2

ü В садах при долинах произрастают плоды в пищу и для укрепления че­ло­веку (ст. 15).

ü Невозможно перечислить всех разнообразных животных, обитающих в мо­ре (ст. 25-26).

5. Наверное, можно предположить, что слова Господа Иисуса Христа о необходимости любить ближнего как самого себя можно отнести не только к другому человеку, но и к природе – к окружающим нас животному и расти­тельному миру. Спаситель говорит о том, что у Бога не оставлена без любви и внима­ния ни одна из малых птиц, ни одна полевая лилия (Мф. 6, 26,28-29). Весь сотворенный Богом мир проникнут Его любовью. Все жи­вое сотворено Христом и через Христа (Ин. 1, 1-5). Любовь к природе и за­бо­та о ней – ес­тественная часть деятельной любви ко Христу.

Господь благословил человека владычествовать над природой (Быт. 1, 28), что подразумевает употребление человеком на пользу свою различных естественных сил природы и её богатств. При этом человеку надлежит воз­де­лывать и хранить место своего обитания. И поскольку человек создан по об­разу и подобию Божию, то и владычество его над природой должно быть по­добно владычеству Божию над миром. Восходя к Богу, человек должен был возводить все творение к Творцу. Однако, помраченное грехопадением, это владычество из реального (человек нарекал имена животным, познавая их сущность) перешло в потенциальное.

В библейских описаниях природы нет страха перед её стихиями, нет стремления к обожествлению непостижимого для человека её могущества, но понимание того, что все её законы установлены Богом. Бог всегда учил свой народ жить в согласии с природой и любви к ней.

Ною Бог повелел ввести в ковчег по паре (мужского и женского пола) каждого живого существа (Быт. 6,19) вне зависимости от их красоты, по­лез­ности для человека или какой бы то ни бы­ло ценности, что­бы сохранить со­з­данный Им живот­ный мир.

Книга Второзакония (22, 6-7) предписывает гуманное отношение к жи­вотному миру. Мать находящихся в гнезде птенцов, «оставленная в живых, – замечает св. Ефрем Сирин, – может иметь и других птенцов. Если же ос­тав­ишь птенцов, взявши их мать, –  они умрут злой смертью» [1, т.1, с.639]. По закону Моисея в субботние дни и годы надле­жало давать отдых полям и до­машним животным. В притчах Соломона говорится, что праведник жалеет свой скот. Созревшие на седьмой год на полях плоды остав­ались на про­пи­та­ние животным.

Любовью к природе, восхищением её красотой, проникнуты многие эпизоды Священного Писания, особенно книги Псалмов.

Православных отшельников всегда отличало благоговейное отношение к дикой природе. Любовь к каждой твари Божией переполняла их сердца. Дев­ственная природа воспринималась ими подобно нерукотворенному храму Божию.

6. Потребительское отношение к природе – социальное явление, ха­рак­теризующееся выдвижением в качестве одной из высших ценностей чело­ве­чес­кой жиз­ни потребления, зачастую необдуманного, недальновидного и не­целесообразного, в пользу себе природных благ. Один из лозунгов подобного отношения к ок­ру­жающему миру: «Мы не мо­жем ждать милостей от при­ро­ды, взять их у неё – наша задача» [2, с.160]. Во главу угла ставится эго­ис­ти­ческий принцип «после нас хоть потоп» [2, с.94]. Следствием такого хищ­ни­чес­ко­го подхода зачастую являются эко­ло­­гические катастрофы – истощение при­ро­дных ресурсов, ис­чез­новение ред­ких растений и животных, загрязне­ние окру­жающей среды.

Христианское отношение к природе определяется подходом к этому во­просу в Священном Писании. Известно, что Господь благословил человека владычествовать над природой (Быт. 1, 28), беречь и воз­де­лывать место сво­его обитания. Человек – венец творения Божиего. Но его царственное досто­инство должно проявляться не в насилии над природой. Любовью должно быть проникнуто отношение человека к каж­дому творению Божьему.

Критерием любви к ближнему должно определяться отношение че­ло­ве­ка к природе и её ресурсам. Для будущих поколений человек должен стре­миться оставить благоприятную среду обитания, сохранить в своей величес­твенной красоте и многообразии созданный Богом мир.

7. Все множество жизнеобеспечивающих природно-хозяйственных сис­тем можно считать трехчастными, включающими в себя население (ана­ло­гич­ное духу по трихотомическому устроению человека), хозяйство (ана­ло­гичное душе) и территорию (аналогичную телу). Подобные системы получи­ли название геотрионов. Изучая жизнь русских православных монас­ты­рей мож­но понять основы их созидательной хозяйственной деятельности.

Основная цель монашеской общины – созидание органичного мира, в котором совместное бытие братии соразмерно духовному устроению каж­до­го. За основу отношения членов общины с материальным миром был взят труд и духовный, и физи­чес­­кий. Одна из конкретных экономических задач мо­настыря заключалась в  обес­пече­нии пропитания и упорядоченного быта для большой группы лю­дей – бра­тии и паломников. Сам этот быт должен был не только не противоречить основной, духовной цели, но и служить ее до­стижению.

Монастыри представляли собой полный цикл хозяйственной жизни об­щества, натуральное хозяйство. Соразмерность человеческой жизни и при­ро­ды, конечно, противоречит максимальной прибыльности. Русские монастыри никогда не были ориентированы на высокоинтенсивное природо- и ресур­со­пользование и при этом они всегда отличались высоким уровнем жизнеспо­собности. Несмотря на значительное вовлечение в хозяйственный оборот при­родных ресурсов, деятельность монастырей никогда не приводила к нега­тивным последствиям для экологии их региона. Напротив, наблюдалось по­вы­шение плодородия и продуктивности почвы. Монастырские геотрионы с годами сохраняли свою устойчивость и жизнеспособность.

Монастыри в России обеспечивают:

ü «нерасторжимую, гармоничную связь природных и культурно-хозяйс­т­вен­ных комплексов;

ü непрерывную трудовую творческую деятельность людей в  координатах «оп­тимального природопользования»;

ü высокую организованность и эффективность ведения хозяйства на землях и омывающих их водах» [2, с.311].

Использованная литература

1.  Толковая Библия. Издание приемников А.П. Лопухина. С-Пб., 1904-1907.

2.  Православие и экология. Сборник материалов. Изд. Московского Патриархата, 1997.

Источники информации

3.  Сайт «Информ-экология» http://www.informeco.ru/ .

4.  Сайт «Экология» http://www.anriintern.com/ecology/ .


Подчеркивания к последнему пункту первого вопроса, ко 2-му абзацу 4-го вопроса.

Зачет.