ü В садах при долинах произрастают плоды в пищу и для укрепления человеку (ст. 15).
ü Невозможно перечислить всех разнообразных животных, обитающих в море (ст. 25-26).
5. Наверное, можно предположить, что слова Господа Иисуса Христа о необходимости любить ближнего как самого себя можно отнести не только к другому человеку, но и к природе – к окружающим нас животному и растительному миру. Спаситель говорит о том, что у Бога не оставлена без любви и внимания ни одна из малых птиц, ни одна полевая лилия (Мф. 6, 26,28-29). Весь сотворенный Богом мир проникнут Его любовью. Все живое сотворено Христом и через Христа (Ин. 1, 1-5). Любовь к природе и забота о ней – естественная часть деятельной любви ко Христу.
Господь благословил человека владычествовать над природой (Быт. 1, 28), что подразумевает употребление человеком на пользу свою различных естественных сил природы и её богатств. При этом человеку надлежит возделывать и хранить место своего обитания. И поскольку человек создан по образу и подобию Божию, то и владычество его над природой должно быть подобно владычеству Божию над миром. Восходя к Богу, человек должен был возводить все творение к Творцу. Однако, помраченное грехопадением, это владычество из реального (человек нарекал имена животным, познавая их сущность) перешло в потенциальное.
В библейских описаниях природы нет страха перед её стихиями, нет стремления к обожествлению непостижимого для человека её могущества, но понимание того, что все её законы установлены Богом. Бог всегда учил свой народ жить в согласии с природой и любви к ней.
Ною Бог повелел ввести в ковчег по паре (мужского и женского пола) каждого живого существа (Быт. 6,19) вне зависимости от их красоты, полезности для человека или какой бы то ни было ценности, чтобы сохранить созданный Им животный мир.
Книга Второзакония (22, 6-7) предписывает гуманное отношение к животному миру. Мать находящихся в гнезде птенцов, «оставленная в живых, – замечает св. Ефрем Сирин, – может иметь и других птенцов. Если же оставишь птенцов, взявши их мать, – они умрут злой смертью» [1, т.1, с.639]. По закону Моисея в субботние дни и годы надлежало давать отдых полям и домашним животным. В притчах Соломона говорится, что праведник жалеет свой скот. Созревшие на седьмой год на полях плоды оставались на пропитание животным.
Любовью к природе, восхищением её красотой, проникнуты многие эпизоды Священного Писания, особенно книги Псалмов.
Православных отшельников всегда отличало благоговейное отношение к дикой природе. Любовь к каждой твари Божией переполняла их сердца. Девственная природа воспринималась ими подобно нерукотворенному храму Божию.
6. Потребительское отношение к природе – социальное явление, характеризующееся выдвижением в качестве одной из высших ценностей человеческой жизни потребления, зачастую необдуманного, недальновидного и нецелесообразного, в пользу себе природных благ. Один из лозунгов подобного отношения к окружающему миру: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё – наша задача» [2, с.160]. Во главу угла ставится эгоистический принцип «после нас хоть потоп» [2, с.94]. Следствием такого хищнического подхода зачастую являются экологические катастрофы – истощение природных ресурсов, исчезновение редких растений и животных, загрязнение окружающей среды.
Христианское отношение к природе определяется подходом к этому вопросу в Священном Писании. Известно, что Господь благословил человека владычествовать над природой (Быт. 1, 28), беречь и возделывать место своего обитания. Человек – венец творения Божиего. Но его царственное достоинство должно проявляться не в насилии над природой. Любовью должно быть проникнуто отношение человека к каждому творению Божьему.
Критерием любви к ближнему должно определяться отношение человека к природе и её ресурсам. Для будущих поколений человек должен стремиться оставить благоприятную среду обитания, сохранить в своей величественной красоте и многообразии созданный Богом мир.
7. Все множество жизнеобеспечивающих природно-хозяйственных систем можно считать трехчастными, включающими в себя население (аналогичное духу по трихотомическому устроению человека), хозяйство (аналогичное душе) и территорию (аналогичную телу). Подобные системы получили название геотрионов. Изучая жизнь русских православных монастырей можно понять основы их созидательной хозяйственной деятельности.
Основная цель монашеской общины – созидание органичного мира, в котором совместное бытие братии соразмерно духовному устроению каждого. За основу отношения членов общины с материальным миром был взят труд и духовный, и физический. Одна из конкретных экономических задач монастыря заключалась в обеспечении пропитания и упорядоченного быта для большой группы людей – братии и паломников. Сам этот быт должен был не только не противоречить основной, духовной цели, но и служить ее достижению.
Монастыри представляли собой полный цикл хозяйственной жизни общества, натуральное хозяйство. Соразмерность человеческой жизни и природы, конечно, противоречит максимальной прибыльности. Русские монастыри никогда не были ориентированы на высокоинтенсивное природо- и ресурсопользование и при этом они всегда отличались высоким уровнем жизнеспособности. Несмотря на значительное вовлечение в хозяйственный оборот природных ресурсов, деятельность монастырей никогда не приводила к негативным последствиям для экологии их региона. Напротив, наблюдалось повышение плодородия и продуктивности почвы. Монастырские геотрионы с годами сохраняли свою устойчивость и жизнеспособность.
Монастыри в России обеспечивают:
ü «нерасторжимую, гармоничную связь природных и культурно-хозяйственных комплексов;
ü непрерывную трудовую творческую деятельность людей в координатах «оптимального природопользования»;
ü высокую организованность и эффективность ведения хозяйства на землях и омывающих их водах» [2, с.311].
Использованная литература
1. Толковая Библия. Издание приемников А.П. Лопухина. С-Пб., 1904-1907.
2. Православие и экология. Сборник материалов. Изд. Московского Патриархата, 1997.
Источники информации
3. Сайт «Информ-экология» http://www.informeco.ru/ .
4. Сайт «Экология» http://www.anriintern.com/ecology/ .
Подчеркивания к последнему пункту первого вопроса, ко 2-му абзацу 4-го вопроса.
Зачет.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.