В праздник Введения Её во храм читается краткое повествование о скинии (Исх. 40, 1 – 5, 9 – 10, 16, 34 – 35). «Древняя скиния, как место приближения Бога к своему народу, прообразовала Пресвятую Деву» [4, с.23 – 24]. Как веками готовился избранный народ к пришествию в мир Христа, так, войдя в храм, Пречистая Мария готовилясь к тому, чтобы стать Его Матерью. Тайна воплощения Второго Лица Святой Троицы приоткрылась Моисею в видении горящего, но не сгорающего тернового куста (Исх. 3, 1 – 8) (пар. на Благовещение и праздники некоторых икон). Подобно неопалимой купине, Пресвятая Мария, приняв в свою девственную утробу Спасителя, не была попалена Его Божеством.
Начиная разговор о чтениях из Ветхого Завета в праздники святых угодников Божиих, стоит вспомнить о предшествующей Рождеству Христову неделе Святых отец, когда вспоминаются ветхозаветные праведники, с верою ожидавшие пришествия в мир обетованного Мессии. Первым читается повествование о том, как Авраам освобождал попавшего в плен Лота (Быт. 14, 14-20). Мелхиседек, царь салимский, вышедший навстречу ему с хлебом и вином, прообразовал Господа Иисуса Христа. Второе чтение (Втор. 1, 8 – 11, 15 – 17) повествует об избрании Моисеем мудрых помощников себе для управления народом. Эти же чтения мы слышим и в дни памяти трёх святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста – и святых отцов Вселенских соборов, ибо они предстоят престолу Божию, они управляют Церковью, как некогда управляли народом Божиим тысячиначальники и стоначальники, В третьем фрагменте мы слышим призвание Божие к избранному народу служить только Единому Господу всем сердцем (Втор. 10, 14 – 21).
Часто последним из ветхозаветных пророков называют Предтечу Христова Иоанна. Его праведные родители Захария и Елисавета сравниваются Церковью с Авраамом и Саррою, которые так же до преклонных лет не имели детей (Быт.18, 1 – 14). На рождество Иоанна Крестителя это повествование дополняется исполнением обещания Божиего о даровании сына (Быт. 17, 15 – 17,19, 18, 11 – 14, 21, 1 – 2, 4 - 8).
Из двенадцати ветхозаветных пророческих песней составлены девять, положенных в основу канонов. Из Пятикнижия взята благодарственная песнь Моисея по чудесном переходе Израиля сквозь расступившиеся воды Чермного моря (Исх. 15, 1 – 19). Восхваляющему Господа Моисею (возможно, с хором мужчин) вторила Мариам с хором жен и музыкальным сопровождением. Из девятнадцати стихов этой песни на утрени в праздничные дни должно стихословиться десять наиболее поэтичных, подобранных так, чтобы не терялся общий её смысл; в будничные дни – двенадцать и только во дни Святого Великого Поста – все.
Вдохновенная, воспетая Моисеем перед кончиной песнь (Втор. 32, 1 – 43), обличительная по своему характеру, должна стихословиться полностью и только в великопостные вториники. «После прославления Господа за Его праведность изображаются благодеяния Его Израилю – в избрании, исходе из Египта и водворении в земле обетованной, неверность народа и предстоящии за неё ужасные кары, имеющие окончиться, однако, не уничтожением народа, а помилованием» [1. ч.2, с.257].
Связующим звеном между библейскими песнями, не связанными с содержанием праздника и посвященными исключительно ему тропарями канона служат ирмосы, отражающие в себе смысл и того, и другого. Например, жезл моисеев, избавлявший народ израильский от многих бедствий, прообразовал Крест Христов, спасительный для христиан. И ирмос первой песни канона на Воздвижение креста Господня гласит: «Крест начертав Моисей прямо жезлом Чермное пресече Израилю пешеходящу; тоже обратно фараоновым колесницам, ударив совокупи, вопреки написав непобедимое оружие. Тем Христу поим, Богу нашему, яко прославися» [5, с.91].
Задумываясь о ветхозаветных прообразах, вдохновляющих церковных песнопевцев, нам станет более понятным и все Православное богослужение. Разве возможно, к примеру, не зная о видениях Иакова и Моисея, понять почему благовещенская стихира воспевает Пресвятой Деве Марии: «…радуйся, купино неопалимая,.. и лествице высокая, юже Иаков виде» [6, с.213].
Нет предела нашему духовному возрастанию. Поэтому, если мы со вниманием будем вслушиваться в слова ветхозаветных чтений, то каждый раз нам будут открываться всё новые их глубины.
Самой большой трагедией современной Церкви прот. Александр Шмеман называет тот факт, что верующие совершенно не знают того, «что было духовной радостью, интересом, духовным и интеллектуальным ростом для отцов Церкви, для святых» [2, с.35] – Священного Писания. Ветхий Завет зачастую воспринимается, как нечто устаревшее, утратившее своё значение. А, между тем, ветхозаветные книги – это не просто сборник неких «теорем», которые нужно усвоить и запомнить, – это живой, обращенный к нам Голос Божий, вновь и вновь раскрывающий нам богатства Своей мудрости и милосердия. И очень важно постараться его услышать.
ЛИТЕРАТУРА
1. Проф. М.Скабаланович. Толковый Типикон. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского мон., 1994 (репр.).
2. Протопресв. А.Шмеман. Великий Пост. Московский рабочий, 1993.
3. Толковая Библия. Изд. Преемников А.П.Лопухина. Петербург, 1904-1913 (репр.).
4. Толкование на паремии. Сост. по трудам еп. Виссариона (Нечаева). Изд. Сретинского мон., 1997.
5. Ирмологий. Изд. Московской Патриархии, М., 1982.
6. Православный богослужебный сборник. Изд. Московской Патриархии, М,. 1991.
7. Еп. Виссарион (Нечаев). Толкование на паремии из книги Бытия. Сатисъ, С-Пб., 1998.
Тема: «Использование текстов Пятикнижия Моисеева в богослужении Православной Церкви»
Оценка: 5.
[h1]Ссылки?
[L.D.2]Исторические события и обряды, прообразовавшие Христа – Быт. 9,26-27 49,100 17,10-14 гл.22?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.